Плюсы и минусы печатных и электронных книг

001

Электронные и печатные книги: плюсы и минусы


Революция электронных книг меняет все правила чтения и написания текстов. Электронные книги способны на такие вещи, на которые неспособны бумажные. Электронную книгу можно скачать так же быстро, как позвонить другу. Целая библиотека способна уместиться у вас в кармане. Можно послать тысячу электронных книг в сельскую школу в Африке, не беспокоясь о карантине, таможне, взятках и т. д. Вы можете читать электронную книгу в то же время, что и я, на другом конце земного шара, при этом мы можем вместе обсудить её и поделиться своими мнениями и мыслями на этот счёт.


Являются ли электронные книги смертным приговором книгам бумажным или, наоборот, способны вдохнуть в них новую жизнь? Расширяют ли они читательский опыт или, наоборот, отвлекают от текста? Не убьют ли эксперименты с формой книги саму книгу? Или же они вернут книгам новое почётное место в нашей культуре? Как мы изменимся — интеллектуально и эмоционально — с изменением наших привычек к чтению?

Сложные вопросы.

Никогда электронные книги не будут так приятно пахнуть, как отсыревшие библиотечные тома или книги из вашего детства, в которых ещё завалялись забытые много лет назад цветки сирени. Ридеры в лучшем случае будут пахнуть формальдегидом и пластиком или резким металлическим запахом раскалённой батареи.

Если вы похожи на меня, то вы любите трогать книги, загибать у них уголки, писать в них заметки, рассматривать обложки. И вы, и я обеспокоены тем, что сейчас можно закачать всю личную библиотеку в один гаджет, а потом уронить его в ванну или случайно оставить в стиральной машине.

 

Эти электронные книги можно читать так же, как и обычные, — переворачивать страницы, добавлять закладки, рассматривать обложку и переходить к оглавлению. Но электронные книги, в отличие от бумажных, позволяют менять размер шрифта — делать его больше или меньше. В электронной книге можно прямо на странице посмотреть определение какого-то слова.


У печатных книг есть и свои ограничения. Книги тяжелы. Их сложно возить на отдых или паковать в ящики при переезде. Книги громоздки, и в них бывает непросто найти нужную информацию. Они могут быстро устаревать. Они стареют и покрываются плесенью, гниют и крошатся.

 

От глиняных табличек, по крайней мере, остаётся пыль, а электронные книги погибают без последнего вздоха. Мы по-прежнему можем провести археологические раскопки, найти древние библиотеки и дворцы на Ближнем Востоке и обнаружить там клинописные черепки и свитки папируса, но никто не сможет откопать через тысячу лет центр обработки данных Apple в Северной Каролине, извлечь серверы, вновь включить их и восстановить все содержавшиеся там электронные книги.

Можно сказать, что книгоиздание пошло вспять: глиняные таблички, прочные, но неудобные, теперь заменены жёсткими дисками, очень удобными, но и слишком уязвимыми. И хотя сейчас наши слова распространяются шире, чем когда-либо, их жизнь короче, чем у хомячка или мыши. Они живут недолго, несмотря на то, что их постоянно возобновляют и переписывают на новые жёсткие диски, на новые компьютеры. Наша культура балансирует на краю эфемерности.


002


Процесс чтения: на чём удобнее?


В основе своей разум всех людей одинаков. Все мы способны уткнуться в книгу, хоть в бумажную, хоть в цифровую. При этом мы можем полностью отвлечься от того факта, что книга напечатана на электронной бумаге или что она склеена клеем, который мерзко воняет рыбой. Всё это не имеет значения, если книга действительно увлекательна.

Едва ли не больше всего я люблю читать по ночам. О, этот золотой час перед сном, когда можно отодвинуть в сторону компьютер, мобильный телефон — всё то, что держит в напряжении разум! Вместо этого можно позволить себе расслабиться с хорошей книгой. И книга не обязательно должна быть бумажной — прекрасно подойдёт и электронная. Потому что для мозга чтение электронной книги ничем не отличается от обычной — вы большую часть времени вообще не обращаете внимания на носитель информации.

Однако ночью, когда вы пытаетесь уснуть, использование LCD-экрана или ридера с подсветкой может препятствовать выработке мелатонина в организме, заставит вас дольше бодрствовать и понизит качество сна. Поэтому перед сном я редко читаю с планшета, предпочитая ридер с электронной бумагой.

Если вы используете безбликовый ридер без подсветки, то чтение перед сном покажется вам ещё приятнее, чем раньше. Ридеры легче большинства книг, и в них можно делать заметки, не шаря в потёмках в поисках ручки и бумаги. Вы поглощены книгой и вполне можете даже уснуть с ридером в руках.

Собственно говоря, так я и проверяю новые ридеры. Если я способен уснуть с ним в руках, читая ночью в постели, если я чувствую, как мои веки наливаются тяжестью и закрываются, если сон обволакивает меня, словно вата, а ридер падает у меня из рук на кровать, то он сделал своё дело.


003


Создание электронных книг


Большинство электронных книг создаются с использованием цифровой копии бумажной книги, обычно в формате PDF. А PDF-файлы имеют фиксированный макет, то есть текст в них принимает тот же вид, в котором он будет после распечатки файла на бумаге. Однако электронные книги должны быть более гибкими: например, если вы измените в файле размер шрифта, то слова, предложения и абзацы должны быть переформатированы так, чтобы слова в абзаце располагались надлежащим образом. С PDF этого не достичь.

Чтобы перевести текст из PDF в электронную книгу с «плавающей», или «резиновой» вёрсткой, издатели обычно пользуются мастерскими по конвертированию. Эти мастерские сочетают труд иностранных работников и программное обеспечение. Во многих мастерских по конвертированию работают индийцы и китайцы или представители более экзотических стран: например, Сьерра-Леоне, Мадагаскар, Филиппины. Они обычно работают в большом цеху или на заброшенной фабрике, где отсеки идут один за другим от стены к стене на нескольких этажах.

Эти работники сидят бок о бок и целыми днями смотрят на экран, читая электронные книги. Они убирают номера страниц, переформатируют книги, чтобы сделать текст «резиновым», и потом пролистывают их, чтобы проверить, не потерялись ли абзацы или иллюстрации оригинала.

Но не все книги есть в формате PDF, некоторые существуют только в печатном виде. Для оцифровки таких книг порой используются жестокие методы. По работе мне доводилось наблюдать, как рабочие потрошили печатные книги, чтобы превратить их в электронные. Страницы нужно было вырвать из переплёта, чтобы сканировать и оцифровать их. Будучи любителем книг, я пришёл в ужас. Чтобы достать страницы из книги, рабочие вскрывали ножами переплёты. После сканирования в конце каждой смены все страницы отправлялись в мусорный контейнер. Это был разрушительный процесс, навсегда убивающий книгу.


004


Что лучше: электронные книги или печатные?


Есть ещё одна техническая сложность, отсутствующая в случае печатных книг, — она называется «формат файла». Для печатных книг существует один формат — бумага. Можно взять любую книгу и начать её читать, если только знаешь язык. Формат книги не служит барьером для чтения.

Электронные книги никогда не сравнятся с печатными книгами по чёткости и текстуре. Дисплеи электронных ридеров всё ещё слишком примитивны, чтобы достоверно передавать текстуру. Электронная бумага не создаёт тёплой текстуры. Текст электронной книги не может сравниться со шрифтом книги печатной. Даже без увеличительного стекла в нём заметно слишком много пикселей.

Ни один ридер не способен приблизиться к разрешению реальных книг. В лучшем случае современные eInk-ридеры имеют разрешение 200 точек на дюйм, но это убожество по сравнению с тем, что даже самые дешёвые книги на папиросной бумаге печатаются с разрешением 300 точек на дюйм, а книги по фотографии и искусству обычно имеют разрешение в два – четыре раза больше. В этом смысле между ними и электронными книгами огромная пропасть.

В печатных книгах есть солидность, которая хорошо соотносится с важностью изложенных в книге идей или серьезностью повествования. Более того, осязание книги — грубых или гладких, шершавых или потрескавшихся страниц — даёт читателям своего рода якорь, постоянно подчёркивает связь между книгой и обретаемым читательским опытом, не даёт отвлекаться во время чтения. Физическая реальность книги привязывает вас к ней, в отличие от стерильных, лишённых эмоций ощущений от пластикового или стеклянного экрана ридера.

 

Осязаемое, физическое присутствие книги важно для образования смысла. Переворачивание страниц помогает лучше запомнить информацию, так как мы визуально, геометрически запоминаем, как одна страница соотносится с другой, создавая ментальную карту закладок. Это теряется при чтении с ридера. В повседневной жизни мы имеем дело с трёхмерным миром, и, хотя во многих ридерах есть встроенные индикаторы, которые показывают, на каком месте книги вы находитесь, этого часто недостаточно. Эти двухмерные индикаторы — чаще всего в виде линеек — требуют приспособиться к себе. Они ничем не лучше индикаторов топлива в машине, которые сообщат вам, что бак наполовину пуст, но не пояснят, сколько миль или галлонов ещё есть в запасе. Печатную книгу, напротив, можно взвесить на ладони, посмотреть на закладку и сразу понять, как далеко вы продвинулись в чтении.



Электронные книги не дают возможности быстро листать страницы туда-сюда, как мы привыкли делать в бумажных книгах. Я, наверное, могу листать в книге по сто страниц в секунду в поисках нужного места, но даже на самом быстром iPad мне придется ограничиться десятью страницами в секунду. В этом отношении ридеры до сих пор десятикратно уступают печатным книгам.


Итак, в некоторых отношениях печатные книги по-прежнему превосходят электронные. Человек — это не только то, что он ест, но и то, что он читает. В прямом смысле. Процесс чтения изменяет структуру мозга, перекодирует её. Чем более мозг вовлечён в процесс чтения, тем лучше развито ваше читательское мастерство и тем больше прочитанного вы запоминаете. А физические ощущения — текстура бумаги, запах типографской краски, глубокая или высокая печать на обложке, не до конца отклеенный ценник на корешке — помогают сосредоточиться на чтении и отличить одну книгу от другой на вашей ментальной карте.


005


Удобство электронных книг


Сколько места занимает электронная книга? В этом вопросе нет никакого смысла. Электронная книга меньше мухи, даже меньше микроба. Это всего лишь набор нулей и единиц где-то на жёстком диске, мобильном телефоне или Kindle. Раз это электронная книга, то вы можете копировать её бесконечное количество раз, то есть создать полностью электронную копию своей библиотеки.

 

Если бы у меня дома случился пожар и все мои печатные книги сгорели бы, мне пришлось бы восстанавливать всю библиотеку, том за томом. Это было бы непросто, потому что некоторые из них довольно трудно достать во втором экземпляре. Цифровая библиотека — совсем другое дело. Мне не приходится за неё беспокоиться, ведь я знаю, что за меня это уже сделали другие. Все мои книги уже сохранены в интернете.


006


Ненадёжность продавцов книг


Права собственности на электронную продукцию вообще сложно отследить, так как эта собственность нематериальна. Невозможно потрогать бит или байт, но электронную копию книги, по крайней мере, можно сохранить на собственный жёсткий диск. Многие пользователи до сих пор регулярно создают резервные копии своих библиотек, несмотря на то, что и Amazon, и другие продавцы всегда сохраняют их в облаке. Мне кажется, если дать им волю, то нам, покупателям, в конце концов, не достанется даже электронных файлов. Электронные книги просто будут транслироваться вам в ридер страница за страницей, а когда текст закончится, на вашем устройстве не останется никакого следа от него. Это как телепередачи, трансляцию которых вы смотрите в эфире.


007


Прогресс — всего лишь инструмент


Неудивительно, что электронные книги смущают многих моих знакомых. Они не знают, какой ридер выбрать и зачем он вообще нужен. Я вполне понимаю, что технологии могут смущать нас. Но ведь высокие технологии — это всего лишь инструмент, как молоток или гвозди, хотя и менее понятный и надёжный.


008


Долговечность электронных книг


Никогда Kindle или iPad не будут так приятно пахнуть в конце своего жизненного пути. В лучшем случае они начнут издавать запах пластика и будут измочалены, как перегоревший фен. Если ридер белый, он постепенно пожелтеет до цвета мочи, как любая старая белая пластмасса.

Ни один ридер не протянет так долго, как любая книга из библиотеки. Kindle и Nook закончат жизнь в бельевом шкафу или мусорной корзине, или их потеряют при распродаже домашнего хлама; в любом случае они навсегда уступят свое место в гонке технологического фетишизма. У таких устройств, как Kindle, много конкурентных преимуществ, но срок их жизни весьма недолог.

 

Впрочем, что касается всей культуры, уничтожение и потеря информации происходили нередко, и причины тому серьёзнее, чем обычные книжные жучки. Приведу пример: в Античности труды Цицерона и Платона переписывались от руки. Это был долгий процесс, и писцам приходилось выбирать, что они хотят сохранить. Если им не нравилась какая-то книга или просто не хватало пергамента, они её и не копировали.
Поэтому мы лишились множества античных книг.
• У Эсхила сохранилось всего 10% от его семидесяти пьес. Остальные утрачены навсегда. Ещё у одного драматурга, Софокла, до XXI века дошло всего 5% трудов.
• Сохранилась лишь половина математических книг Евклида. Вдруг в одной из потерянных работ содержались начала анализа? Если бы сохранились все работы Евклида, возможно, компьютеры изобрели бы уже в Средневековье, а греческие колонии были бы сегодня на Луне.
• Юлий Цезарь не только победил галлов и стал первым римским императором; одновременно с этим он написал пятнадцать книг, из которых сохранилась только треть.
• Ветхий Завет был гораздо больше по объёму: сейчас отсутствует примерно 46% его содержания. В Библии упоминается двадцать одна потерянная книга (например, Деяния Соломона и Книга браней Господних). Возможно, их было ещё больше, просто остальные не упоминаются.
• Шекспиру повезло больше: сохранилось 93% его произведений, но даже несмотря на то, что он жил в эпоху печатного станка, утеряно по меньшей мере три его пьесы (может быть, это и к лучшему).

Такое же несчастье может постигнуть и наши электронные книги. История человечества наводит нас на мысль, что войны, экономические кризисы и передел государственных границ останутся и в будущем, технологии продолжат прогрессировать, следовательно, некоторые наши электронные книги когда-нибудь неизбежно будут утрачены. Сегодня, однако, опасность ещё выше и объём возможных потерь гораздо больше.

Если компания масштаба Apple или Google обанкротится, она может унести с собой все свои книги. Чтобы поддерживать облако данных, требуется много энергии. Если случится крупномасштабная авария, то у книги, написанной моей тётушкой про её любимую кошку, будет столько же шансов уцелеть, сколько и у книг Джоан Роулинг. Я бы сказал, что автору лучше не передавать эксклюзивные права на свои электронные книги одному продавцу. Не стоит складывать все яйца в одну корзину.

Мы не можем знать будущего, но возможность утраты всех книг по небрежности, из-за постепенного прихода в негодность центра данных или упадка интереса к книгам сейчас больше, чем когда-либо. И книжные жучки в этом не виноваты.

Нам нужно действовать, если мы хотим спасти наши книги от исчезновения. Библиотеки уже отличились в этом деле, и, пока они будут хранить книги, не слишком доверяя продавцам в этом отношении, их помощь будет бесценной.

 

Несмотря на все усилия по оцифровке книг, проблемы их долгосрочного сохранения остаются, по сути, теми же. Даже если оцифровать книгу, сохранится ли её формат файла? Будет ли существовать через несколько веков какое-то оборудование, на котором эту книгу можно будет прочесть? Переживут ли старые Kindle и Nook из вашего стола миллионы лет, чтобы вновь выйти на поверхность и помочь прочитать и расшифровать множество электронных книг?

 

© Джейсон Меркоски «Книга 2.0. Прошлое, настоящее и будущее электронных книг глазами создателя Kindle»

Опубликована: 29.01.2017
Просмотров 11386


Оценка(4)
Оценить статью:  

Комментарии

Гости не могут добавлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
denisfomin  21.10.2020 21:21  
Печатные книги имеют еще особый запах, которого нет у электронных устройств.