Школа прыжков: урок 2

Внимание: учитесь прыгать на специально подготовленном прыжковом велосипеде, в шлеме и защите рук/ног/тела, в присутствии более опытных райдеров! Помните — экстремальное катание на MTB травмоопасно!


Теперь, когда ты уже освоил Frame Grab и Suicide, настало время двинуться дальше… Гуру дёрт-джампинга Чоппер и Олли Филдеры продолжают свои мастер-классы, чтобы ты (остолоп!) мог выучить парочку новых трюков.


Текст: Алекс Моррис
Фото: Стив Бер


Итак, деточка, добро пожаловать на второй урок школы дёрт-джампинга. Если твои болячки уже зажили, а байк ещё не развалился после предыдущего урока, мы будем учить тебя новым трюкам, благодаря которым у тебя есть все шансы покалечиться снова...


На этот раз мы немного поднимем планку и сфокусируем внимание на руле, ведь это основная точка контакта с байком и контроля над ним. Одним словом, руль джампера рулит, ведь огромное число стильных, техничных и круто выглядящих трюков делается именно с помощью (а иногда и без помощи) руля. 


Первоклашки у нас займутся таким важным элементом, как икс-ап (X-up). При желании его можно выучить в первый же день занятий. Как только эта фишка сделана, прогресс в освоении более сложных элементов пойдет гораздо быстрее, ты сам это заметишь.


А теперь самое время вместе с двумя квалифицированными наставниками отправиться в скейтпарк и на дёрты, чтобы освоить эти трюки. Какой бы уровень катания у тебя ни был, если ты не будешь практиковаться, никакие подсказки тебе не помогут. Так что иди на улицу и катайся, сколько сможешь, только тогда твой уровень будет улучшаться не по дням, а по часам.


НОВИЧКИ: X-UP


Х-up — несложный трюк, но его очень трудно выполнить так, чтобы он выглядел естественно. Попытки сделать его, выпятив задницу или согнув ноги, когда коленки смотрят наружу, полностью лишат тебя стиля. Здорово, что у нас под рукой есть Чоппер и Олли, которые помогут тебе избежать такого унижения.


Во-первых, прежде чем приступить к изучению «икса», выясни, в какую сторону тебе удобнее поворачивать руль.


Во-вторых, настройка твоего байка довольно сильно влияет на то, как ты делаешь икс-ап. Мода на короткие дёртовые рамы может нарушить все твои планы.


Если у тебя длинные ноги, при полном икс-апе переднее колесо может задевать тебя за ногу. Чтобы избежать этого, попробуй проверить себя, облокотившись о стену. Стоит также подумать об обрезке руля — так будет проще осуществлять его поворот.


И, наконец, в-третьих, убедись в том, что корона вилки не задевает за нижнюю трубу рамы. А дальше всё как обычно — начинай на небольшой скорости на фанбоксе или на столе. Поворачивай руль понемногу, пока не научишься крутить его на 180 (в теории реально сделать и больше).



1. Заезжай на трамплин на скорости быстрого бега. По мере приближения к вылету согни ноги и руки, переместив вес тела назад.


2. Когда переднее колесо покидает вылет, тяни руль и позволь радиусу выкинуть тебя в воздух. Как только заднее колесо покинет вылет, перемести ноги немного назад и зажми коленями переднюю часть седла.


3. Теперь, когда колени не мешают рулю, как можно больше поворачивай руль. Делай это до того, как байк начнёт снижение. Движение должно быть плавным — не поворачивай руль рывком, это дестабилизирует тебя в воздухе. Все движения — поворот руля на 180 градусов и обратно — должны быть рефлекторными. Постарайся зафиксировать Х-up и продержать его подольше.


4. Когда почувствуешь, что байк начинает снижение, верни руль в исходное положение (опять же плавно). Движение твоих рук должно остановиться, как только ты поставишь руль прямо. Перемести вес тела вперёд, чтобы он был в центре базы байка, и расслабь ноги, чтобы смягчить приземление.


СОВЕТ:



Когда делаешь X-up, основную работу выполняет доминирующая рука. Ею ты толкаешь руль от себя и тянешь к себе при завершении трюка. Помни об этом и используй слабую руку, чтобы помочь сильной.


ЧОППЕР СОВЕТУЕТ #1


ПОДГОТОВКА БАЙКА: РУЛИ



Сейчас найти руль, который бы идеально подходил райдеру, гораздо проще, чем раньше — свобода выбора просто поражает. Какие бы рули тебе ни нравились — низкие, широкие, большие, как дом, — найдется всё!


Не экономь на руле, покупай продукцию, которая продаётся под узнаваемым респектным брендом с хорошей репутацией. Ты же не хочешь сломать руль? Тебе будет больно. Очень!


Попробуй поюзать побольше различных рулей перед покупкой. Ты удивишься, как сильно руль может влиять на ощущение байка.


Многие любители дёрта и стрита обрезают рули, чтобы было проще делать Х-up и barspin, но в конечном счёте любые предпочтения — личное дело каждого райдера. Логично, что большой даунхильный руль всё-таки придётся обрезать, в то время как руль какого-нибудь производителя, специализирующегося на дёрте, будет готов к немедленному использованию.


Если ты решился на то, чтобы обрезать руль, делай это постепенно, обрезая за один раз по паре сантиметров, потому что невозможно прикрепить назад отрезанную часть.


СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ: TOBOGGAN


Тобогган — это естественное продолжение фрейм-греба (захвата рамы), который мы описывали в прошлой статье. Когда ты полностью освоишься с этим трюком, тобогган будет тебе вполне по силам. Главная особенность этого элемента — положение тела на пике прыжка: ты поджимаешь ноги, поднимаешь заднее колесо под себя и свешиваешься сзади байка.


Грамотно исполненный тобогган выглядит суперстильно. Очень немногие райдеры способны выполнить идеальную комбинацию тобоггана с поджиманием ног и опусканием переднего колеса и 90-градусного икс-апа. По нашему мнению, с этим трюком стоит поморочиться. Как только ты научишься делать его правильно, сразу же ощутишь, насколько это здорово. И как круто выглядит со стороны!


Если ты действительно освоил фрейм-греб, то для тобоггана тебе не потребуется никакой специальной подготовки. Возможно, придется раскошелиться на хорошее толстое седло для дёрта (за которое можно крепко ухватиться) и немного приподнять его носовую часть.



1. Внимательно смотри, как делается этот трюк, потому что во время прыжка придётся помнить сразу о многом. Тебе потребуется надолго зависнуть в воздухе, так что вкатись в вылет на максимальной скорости, это даст тебе возможность высоко вылететь. Когда окажешься в воздухе, отпусти руку и одновременно с этим начинай поворачивать руль.


2. Наклони байк вперёд, перемести вес тела назад за седло и подожми ноги, чтобы поднять заднее колесо. Вытяни руку вниз, плотно схватив переднюю часть седла, и, если получится, немного потяни за него.


3. Руль должен быть повёрнут на 90 градусов, ты должен свешиваться сзади байка и крепко держаться за седло, переднее колесо должно быть ниже заднего.


4. При приземлении постарайся не спешить. Для начала плавно поверни руль обратно. Затем отпусти руку от седла и хватай руль. Переместив вес вперёд, приготовься к приземлению.


СОВЕТ:



Возможно, тебе будет проще, если ты разделишь трюк на три части — наклон байка вперёд, захват седла (seat grab), 90-градусный икс-ап. Дело в том, что проще сделать трюк после того, как ты освоишь отдельно каждый из этих элементов.


ЧОППЕР СОВЕТУЕТ #2


ПОКРЫШКИ И КОЛЁСА



Похоже, что 24-дюймовые колёса наконец-то прижились в сердцах байкеров. Хотя говорят, Джон Кован (John Cowan) дошел до того, что заявил: если у байка нет 26-дюймовых колёс, амортизационной вилки и нескольких передач, то это уже не горный велосипед... 


Независимо от того, согласен ты с этим или нет, выбор колёс зависит полностью от твоего стиля катания. Один из аргументов в пользу 24-дюймовых колёс — увеличение прочности колеса. С инженерной точки зрения это действительно так, но хорошо построенное 26-дюймовое колесо однозначно не будет проигрывать в прочности маленькому колесу.


Главная выгода от «двадцать четвёртых» колёс — улучшение маневренности (разница в 2 дюйма позволяет делать трюки вроде 360 гораздо легче). В целом байк кажется менее громоздким, уменьшается высота рамы, а, значит, и проще двигаться.


Что касается выбора покрышек, универсальные покрышки для дёрта и стрита, вроде DMR Moto или Halo Twin-Rail, отлично подойдут для большинства ситуаций.


ПРОДВИНУТЫЙ УРОВЕНЬ: BARSPIN


При барспине многое может пойти не так. Это один из самых техничных и сумасшедших трюков, которые только можно представить. Перед тем, как освоить этот элемент, следует основательно подойти к настройке своего байка. Зажим седла ногами, который мы уже описывали, здесь имеет ещё большее значение. Пока переднее колесо не может свободно крутиться вокруг рулевой, даже и не пытайся делать этот трюк.


Еще одна проблема — тросики и гидролинии. Если ты используешь переключатель, избавься от него. Можно использовать длинные тросики переключателя, но дополнительное сопротивление от тросика, закручивающегося вокруг рулевого стакана, может привести к проблемам. Если ты катаешься с передним тормозом, найди якорь со сквозным отверстием в любом нормальном ВМХ-магазине и протяни трос через рулевую трубу вилки. Для задних тормозов возьми длинную рубашку, лучше с пониженным трением (например, Odyssey), которая не сказывается на характеристике тормозов, когда поворачивается руль. 


Если ты всерьёз увлекся трюками с барспином, поставь гиро-ротор. Хорошо настроенный гиро-ротор будет работать так же, как и обычный тормозной тросик. Мы рекомендуем ротор Snafu Mobeus, так как он натягивает тросик сильнее, чем остальные, и у него множество настроек. Начни практиковаться на земле, поднимая переднее колесо. Экспериментируй со скоростью вращения руля, потренируйся ловить руль.



1. Для барспина нужно как можно больше времени пробыть в воздухе, так что хорошенько разгонись на трамплин и как следует оттолкнись от вылета.


2. Барспины делаются очень быстро, поэтому сразу после вылета перемести ноги назад и зажми ими седло.


3. Теперь самое весёлое. В то время, как твои колени стабилизируют байк и не дают тебе упасть назад, закрути руль настолько плавно, насколько это вообще возможно. По опыту тренировок на земле ты должен точно знать, с какой силой это нужно сделать, чтобы руль совершил полный оборот.


4. Одной рукой толкаешь руль, другой готовишься его поймать. Когда руль повернётся на 270 градусов (если всё сделано правильно), он как раз попадёт к тебе в руку. Этой же рукой поставь руль в исходное положение, хватайся за грипсу второй рукой и готовься к приземлению.


СОВЕТ:


Busdriver (водитель автобуса) — это почти то же самое, что и барспин, но вместо того, чтобы вращать руль толчком, ты поворачиваешь его по всей окружности рукой. Контакт с рулём прекращается лишь на мгновение, когда ты перехватываешь руль. Если барспины тебе никак не даются, начни с busdriver.


ШОУ ФИЛДЕРОВ



Сказать, что Олли и Грант Филдеры взяли дёртовую сцену штурмом — не сказать ничего. Братья из маленькой деревни под Саутхэмптоном (Southampton) долго и упорно трудились, прежде чем достигли нынешних высот. Они оба считаются одними из лучших дёрт-райдеров Европы. А Грант недавно победил янки на их же земле, доказав, что именно он (а не они) — один из первых в мире.


Поскольку Филдеры — братья, естественное братское соперничество помогает поднимать их уровень каждый раз, когда они выходят кататься. Но в то же время невозможно себе представить кого-либо, кто поддерживал бы друг друга больше, чем Олли и Грант.


В течение нескольких лет они постепенно улучшали свою технику и мастерство. Олли стал одним из первых, кто сделал барспин на горном велосипеде, а Грант всегда отличался невероятными backflip и tailwhip, и, как это хорошо известно зрителям фильма MBUK Access All Areas, только что разучил truckdriver.


В следующей статье: ONE-HANDERS, УСЛОЖНЁННЫЙ X-UP и SUPERMAN

 

 

© Mountain Bike №3(3) 2005

 

 

Опубликована: 23.06.2014
Просмотров 2067


Оценка(6)
Оценить статью:  

Комментарии

Гости не могут добавлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.