Школа прыжков: урок 5

Внимание: учитесь прыгать на специально подготовленном прыжковом велосипеде, в шлеме и защите рук/ног/тела, в присутствии более опытных райдеров! Помните — экстремальное катание на MTB травмоопасно!



Пополни свою копилку трюков крутыми элементами с использованием ног. Выучи один из самых безумных трюков на горном велосипеде — тейлвип. В роли учителей выступают Олли и Чоппер Филдеры…


Фото: Стив Бер
Текст: Аллес Моррис
Перевод: Игорь Кузнецов


Если ты следил за серией статей «Школы прыжков», мы надеемся, что советы Олли и Чоппера тебе пригодились, и, как результат, твой уровень катания вырос. Довольно сложно объяснять на словах то, что делается опытными райдерами на автопилоте. Это противоестественный процесс — разбивать трюки на пригодные для восприятия куски, дотошно изучать каждое движение, выясняя, как в точности они это всё делают. И всё же с помощью сумасшедшей жестикуляции, а также благодаря изучению картинок и просмотру видео Олли и Чоп проделали действительно хорошую работу.


Но несмотря на то, что чтение обучающих статей — отличный способ приобрести новые навыки, есть один нюанс, который нужно учитывать, — никоим образом нельзя научить уверенности. Тут всё индивидуально: некоторые великолепные райдеры попробуют исполнить что-то новое лишь тогда, когда удостоверятся, что могут сделать это безопасно. И наоборот, часто можно увидеть бездарных чуваков, у которых самоуверенность так и хлещет через край, они готовы попробовать всё на свете и, как правило, возвращаются домой хромая.


Чтобы быть хорошим прыгуном, нужна уверенность в своих силах. Необходимо твёрдо знать, сможешь ли ты пройти незнакомую серию, или хотя бы попытаться разучить следующий трюк. Самое сложное — найти точку равновесия. Необходимы стальные яйца, чтобы пробовать новые элементы, но и нельзя думать, что ты неуязвим. Только ты сам в состоянии определить, каков твой уровень катания. Если каждый раз не бросаешь себе вызов, значит, можно безопасно приподнять планку. Но если на приземлении ты падаешь так же часто и жёстко, как багаж, который грузчики швыряют в Шереметьево, то тебе уготовано место в первых рядах постоянных посетителей ближайшего травмпункта.


В таком случае имеет смысл немного притормозить. Определение своих сильных и слабых сторон — лучший способ стать великолепным дёрт-джампером.


НОВИЧОК: УАН-ФУТЕР


Этот трюк не служит украшением большинства победных заездов на соревнованиях по дёрту. Он выглядит довольно скверно и может заставить людей тихонько посмеиваться, прикрываясь потными перчатками, когда ты сделаешь его на дёртах. 


Выставить ногу торчком, как собака, — это почти то же самое, что приехать на трамплины в обтягивающем розовом комбинезоне из лайкры. Ну ладно, немного поприкалывались, и хватит. Нет ничего умного и правильного в том, чтобы быть нацистом стиля — все должны начинать с чего-то. 


Но, как и уан-хендер и многие другие базовые элементы, уан-футер — это один из фундаментальных трюков, который ведёт к большим и лучшим трюкам. Процесс освоения уан-футера научит тебя не только рассчитывать время, но и придаст тебе уверенности. 


После него ты уже без лишних усилий сможешь развить его в более продвинутые комбинации, — такие, как, например, уан-фут тейбл или уан-фут икс-ап. Они — прекрасное дополнение арсенала любого джампера.


Когда мы испытали это обучающее руководство на местных подопытных кроликах, то поняли, что некоторые райдеры мучаются вопросом, какую ногу снимать с педали. На этот счёт не существует никаких прописных истин, однако мы считаем, что будет немного проще снимать заднюю ногу из-за специфики работы трещотки (колеса свободного хода). 


Если ты снимаешь переднюю ногу, другая нога автоматически опустится вниз вместе с педалью, шатуны окажутся в положении «шесть часов ровно». Если ты снимаешь заднюю ногу, то действует небольшое сопротивление от привода, тогда шатуны скорее всего останутся в исходном положении, что упрощает возвращение ноги на педаль. Некоторые райдеры даже зажимают задний тормоз в воздухе, чтобы быть уверенными в том, что всё произойдет именно так.


На самом деле, поступай так, чтобы тебе было комфортнее. Попробуй делать трюк в обе стороны, и ты узнаешь, какая сторона тебе больше подходит.



1. Чтобы разучить уан-футер, тебе особо не понадобятся ни скорость, ни высота. Найди трамплин, на котором ты уверенно себя чувствуешь, или попробуй трамплин со столом, чтобы можно было приземляться на плоскую часть. Разгоняйся перед трамплином до средней скорости и старайся быть расслабленным.


2. Правильный расчёт времени — самая главная часть этого трюка. Если ты снимешь педаль слишком рано, то испортишь всю фазу вылета и, возможно, даже не долетишь до приземления; если слишком поздно — у тебя не будет времени вытянуть ногу и, возможно, ты приземлишься с одной ногой в воздухе. Рассчитай так, чтобы снять ногу, как только заднее колесо покинет вылет.


3. Выпрями ногу как можно сильнее и дальше от педали. Постарайся держать ногу прямой, а вес тела по центру байка. Держи байк как можно более сбалансированным — это пригодится позже, когда мы перейдем к ноу-футерам.


4. Когда байк начинает приземляться, возвращай ногу на педаль. Чистое исполнение этого элемента может и не удаться с первой попытки, но скоро станет для тебя абсолютно естественным, а это явное свидетельство прогресса. Когда твоя нога уверенно стоит на педали, приготовься вкатываться в приземление.


СОВЕТ:



Уан-футеры можно тренировать практически с любого трамплина или кикера, так что, даже если ты не можешь выбраться на дёрты, используй бордюры (поребрики) на тротуарах. Чем больше ты будешь пробовать возвращаться на педали таким образом, тем проще тебе будет, когда ты доберёшься до дёртов или скейт-парка.


ЧОППЕР СОВЕТУЕТ:


ГРИПСЫ



Некоторые элементарные вещи, такие, как правильные грипсы, могут существенно повлиять на твоё катание. Грипсы для ВМХ гораздо длиннее, чем для горного велосипеда, и могут сделать приземления после таких трюков, как уан-хендер или ноу-хендер, гораздо комфортнее. Это особенно важно, когда ты приземляешься после барспина, так как большую грипсу удобнее хватать после вращения руля. Выбор довольно широк — любая модель от гигантов по производству грипс ODI или Primo будет достаточно удобна и продержится долгое время.


СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ: НОУ-ФУТЕР


Сложность перехода от уан-фута к ноу-футу, на удивление, огромна. Большинство райдеров разучат уан-футеры за пару катаний, но ноу-футеры — гораздо более сложный трюк в освоении. 


Как и в ситуации с другими довольно серьёзными трюками, когда собираешься разучивать ноу-футер, приходится преодолевать сильное психологическое препятствие. Поначалу снимать ноги с педалей покажется довольно странным, так что привыкай, это потребует времени. Однако, если у тебя хорошая техника прыжка, ты довольно быстро справишься с этим. 


Многие новички не используют трамплин — они просто делают банни-хоп на конце вылета, чтобы прыгнуть выше. Если ты прыгаешь правильно, то радиус вылета сделает за тебя большую часть работы и снятие ног с педалей не нарушит траектории твоего полёта. Мы видели, как многие ребята парятся, чтобы сделать этот трюк.


Это неудивительно: если ты пробовал делать банни-хоп ноу-футер, то сам знаешь, что это совсем не просто. Но нет необходимости сразу начинать делать шпагат в воздухе — ты придёшь к этому постепенно, по мере того, как будешь чувствовать себя более расслабленно. И уж, конечно, будет совсем не лишним надеть защиту голени при обучении ноу-футерам, так как, скорее всего, ты соскользнёшь с педалей несколько раз, а это чертовски больно...



1. Тебе понадобится некоторая высота, чтобы научиться делать ноу-футеры, тогда у тебя будет достаточно времени, чтобы вернуть ноги на педали. Определённо, стоит начинать делать этот трюк на фан-боксе или на столе. Разгоняйся на трамплин до скорости быстрого бега и фокусируй своё внимание на том, как ты хочешь, чтобы трюк выглядел.


2. Когда твоё заднее колесо покидает вылет, тебе нужно действовать довольно быстро, чтобы у тебя было достаточно времени вытянуть ноги и затем вернуть их на педали. Держи переднюю часть байка высоко и позволь практически упасть педалям из-под тебя, когда будешь выкидывать ноги в стороны. Постарайся сделать это плавно, чтобы байк был стабилен в воздухе.


3. Многие райдеры слегка перетягивают подшипники в каретке, чтобы шатуны сохранили своё положение в воздухе. Снятие ног с педалей и возвращение их на место должно происходить единым движением — так, чтобы, когда ты достигнешь максимально удобного для тебя растяжения ног, ты вернул их на педали таким же плавным движением.


4. Если ты уже достаточно попрактиковался, то должен довольно легко находить ногами свои педали в воздухе. Если это не получается, не паникуй — ты всё равно выкатишься, даже если по ходу дела придётся ободрать своё семейное сокровище.


СОВЕТ:



Можно понять, как делается ноу-футер в воздухе, попробовав сделать его, когда едешь по плоскости. Найди подходящее открытое пространство и прокатись там с выровненными шатунами. Попробуй подпрыгнуть на педалях и приземлиться на них несколько раз, раздвигая ноги всё шире, по мере роста твоей уверенности. О, и не забудь защиту голени...


ЧОППЕР СОВЕТУЕТ


МИНИРЕАНИМАЦИЯ



Все мы падаем — это случается обязательно. Чаще всего ты отделываешься парой царапин и синяков, но иногда ты получаешь рану, которая требует большего внимания к себе. 


Как правило, небольшая дезинфекция и чистая повязка снова позволят тебе кататься, так что не порти своё катание поездкой домой за аптечкой. Все думающие байкеры носят с собой такую во время катания. 


Она не должна быть слишком замороченной: немного бинта и антисептические салфетки или крем. Также носи с собой мобильник, но не в заднем кармане, где ты его расколошматишь при падении.


В магазинах для активного отдыха продаются и аптечки, и защитные чехлы для телефонов.


ПРОДВИНУТЫЙ УРОВЕНЬ: ТЕЙЛВИП


Стандартные горные велосипеды не очень хорошо подходят для таких трюков, как тейлвип, из-за километров гидролиний и тросов переключателей. Однако первый тейлвип на маунтинбайке, который мы лицезрели, был исполнен Киртом Ворейсом (Kirt Voreis) на настоящем даунхильном Haro, — значит, это возможно. 


Хотя и на дёртовом синглспиде с одним тормозом это ох как непросто. Но тейлвипы раз и навсегда пришли в дёрт-джампинг — то, что раньше встречалось реже, чем розовая чайка, теперь обязательный трюк для любого серьёзного джампера. 


Тейлвипы выглядят потрясающе, и из всех трюков на соревнованиях они заслуживают наибольшего уважения со стороны райдеров. Помимо немалой смелости, этот трюк требует отточенной техники. Разучивание тейлвипов — это грязное дело, многие райдеры пожелают найти яму с поролоном, озеро или вообще дождутся зимы, чтобы тренироваться на снегу, перед тем как пробовать тейлвип на фанбоксе или столе. 


Самая большая проблема — это заставить байк сделать полное вращение. Большинство райдеров будут падать, когда рама сделала только пол-оборота вокруг руля. Если это тебя не пугает, то приготовься к одному из самых зрелищных трюков на горном байке. 


Если ты достиг уровня катания, когда считаешь, что готов сделать тейлвип, начинай учить его. Возможно, тебе захочется поставить рубашку для тросика с минимальным трением Odyssey Slic или даже гироротор, если тейлвипы и барспины — твоя стихия.



1. Для тейлвипа тебе потребуется набрать немалую высоту, поэтому сильно разгоняйся перед прыжком и вкатывайся как можно сильнее, чтобы вылететь максимально высоко. Как обычно, попробуй представить, как должен выглядеть трюк, ты должен быть уверен, что нормально перелетишь трамплин. Если ты неправильно вылетишь, то будешь обедать землёй, даже не успев осознать этого.


2. Когда ты отрываешься от вылета, слезай с задней части байка и сильно толкай его задней ногой. Ты можешь толкать ногой педали или, как Чоппер, перо и покрышку.


3. Рама начинает вращение, и тебе необходимо помочь этому движению плечами, надо ускорить вращение рамы. Это действие выглядит как резкое хлыстообразное движение, которое поможет задней части рамы завершить вращение.


4. Держи заднюю ногу высоко, чтобы рама не зацепила её в последней стадии вращения. Приготовься поставить переднюю ногу на педаль, как только рама сделает полный оборот. Возможно, тебе будет проще поймать байк, поставив ногу на соединение подседельной и верхней труб, пока ты ещё не совсем освоился. Как только ты поставил ногу на педаль или раму, считай, что у тебя всё получилось. Возвращай заднюю ногу на педаль и спокойно приземляйся.


СОВЕТ:


Легче приноровиться вращать байк, если научишься делать фрейм-вип на плоскости. Встань на переднее колесо, переступи через раму на переднее колесо и толкни заднюю часть байка. Лови байк, как ты сделал бы это при тейлвипе, и катись дальше.


ШОУ ФИЛДЕРОВ



Если ты можешь закрыть глаза на небольшие юридические и этические формальности касательно генной инженерии, ты не ошибёшься, взяв несколько генов Филдеров и создав свою непобедимую дёртовую армию клонов. Это очень встревожит судей, но подумай о спонсорских возможностях! Если один получит травму — какая разница, у нас есть запасные…


Братья Филдеры разрывают мировую дёртовую сцену на части, поднимая спорт на новый уровень и переписывая книгу о том, что считается возможным на байке с большими колёсами.


Оба брата одновременно добились признания (они действительно его заслуживают в этом сезоне), получив спонсорские контракты с Animal/24seven (Чоппер) и Mongoose/Hyunday (Олли).


Уголок трофеев Чопа ломится от призов за победы на национальных и международных соревнованиях King of Dirt (KOD), а Олли всегда можно увидеть зажигающим на всех основных дёрт-соревнованиях и показательных выступлениях.


В следующем номере: ТЕЙБЛТОП, УАН-ФУТ ИКС-АП И ФЛИПЫ

 


© Mountain Bike №6(6) 2005

 

 

Опубликована: 14.07.2014
Просмотров 1754


Оценка(7)
Оценить статью:  

Комментарии

Гости не могут добавлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.