Уличный колледж: урок 5

Внимание: учитесь прыгать на специально подготовленном прыжковом велосипеде, в шлеме и защите рук/ног/тела, в присутствии более опытных райдеров! Помните — экстремальное катание на MTB травмоопасно!


На естественном рельефе ты можешь исполнять трюки, которым научился на улице или в скейтпарке. Наш последний урок Крис Смит и Гарри Пенман посвятят фишкам, наиболее для этого подходящим…


Текст: Алекс Моррис
Фото: Стив Бер


Итак, мы находимся на завершающем этапе нашего вторжения в мир стрита. И мы надеемся, что ты приобрёл новые знания и навыки, и осознал, насколько интересным и многогранным может быть стрит. 


Земля уже подсыхает, и тебе не терпится взяться за лопату. Но одно мы знаем точно: как бы ты ни хотел, ты не сможешь копать круглосуточно, и у тебя будет достаточно времени на вечерние стритовые покатушки (благо, темнеет сейчас поздно). 


Навыки, которые ты приобрёл за последние пару месяцев, помогут значительно улучшить твою дёртовую технику — ты удивишься, какой халявой покажутся тебе кочки после стрита. 


В последнее время в МТВ развивается тенденция, которую ты не мог не заметить — райдеры переносят трюки, разученные в парке и на городских улицах, на естественный рельеф. Если тебе повезло, и под рукой у тебя есть приличный лес, ты можешь испробовать всё, чему научился с нашей помощью, на естественных препятствиях типа поваленных деревьев, насыпей, камней и разнообразных кочек. 


Для последнего урока нам удалось вытащить Криса и Гарри из солнечного Сан-Диего, и даже договориться с метеорологами насчёт пары солнечных деньков для фотосессии. Для достойного завершения нашего курса мы выбрали фишки, которые ты легко сможешь перенести на естественный рельеф.


НАЧАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ: Столл ту реверт


Эту фишку можно делать практически на чём угодно, но в нашем случае Гарри выбрал невысокую скамейку. Основная идея трюка — сделать столл на выбранном препятствии и спрыгнуть в реверт. 


«Реверт» означает, что при спрыгивании ты разворачиваешь байк на 180 градусов и выезжаешь нормально, лицом вперёд. Если ты спрыгнешь с препятствия без разворота, то выезд получится в фэки (спиной вперёд). 


Если ты следил за нашими уроками, то, наверное, заметил, что этот трюк похож на фуфану — основная разница между этими двумя фишками в том, что фуфану делается на одном (заднем) колесе. Так что если ты не на 100 процентов разобрался с фуфану, эта фишка — отличный способ для отработки. 


Постарайся найти препятствие в форме скамейки. Это необязательно должна быть скамейка, но желательно, чтобы при столе переднее колесо было выше заднего — из такого положения будет гораздо легче спрыгивать.



1. Для этой фишки скорость особо не нужна. Подъезжай на ходах, достаточных для того, чтобы легко запрыгнуть на препятствие, и не более того. В этом трюке всё происходит очень быстро, так что, подъезжая к выбранному препятствию, постарайся полностью представить, как ты будешь его выполнять, от начала до конца.


2. Выдерни высокий банник; смотреть при этом нужно в ту точку, куда ты хочешь поставить колесо. Как только заднее колесо оторвётся от земли, зажми задний тормоз, чтобы чётко зафиксироваться на препятствии. Некоторые райдеры зажимают оба тормоза — в этом нет ничего страшного, но реально важен только задний.


3. Как только колёса коснутся препятствия, ты должен полностью поглотить энергию удара, согнув локти и колени. На самом деле, ты аккумулируешь эту энергию, чтобы использовать её при спрыгивании.


4. С согнутыми локтями и коленями, ты — как пружина, готовая распрямиться, освобождая накопленную энергию. Отталкиваясь от препятствия, старайся держать переднее колесо как можно выше и резко закручивайся бёдрами в направлении разворота. При закрутке можешь помочь себе плечами. Держи задний тормоз зажатым, чтобы при касании заднего колеса о землю ты мог продолжить разворот, а не убраться с выскочившего из-под тебя байка.


СОВЕТ:



В третьем уроке «Уличного колледжа» мы описывали блант двумя колёсами, который поможет тебе в освоении этого трюка.


СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ: Барспин ту фэки


Это одна из фишек, для которых не требуется никаких специальных препятствий. Всё, что тебе понадобится — это какая-нибудь насыпь или откос. Это может быть уличный асфальт, парковая фигура или старый добрый дёрт.


В близлежащем лесу мы нашли пару земляных насыпей, идеально подходящих для наших целей. Ты наверняка легко найдёшь что-нибудь похожее. Есть один важный момент: не стоит даже и думать о том, чтобы повторить то, что здесь написано, не научившись чисто делать обычные барспины


Поскольку ты выезжаешь в фэки (то есть, не паришься над тем, чтобы развернуть байк), твоя поза идеальна для барспина — корпус сильно вынесен назад, благодаря чему руль не цепляет колени. Если тебе не удастся поймать руль, то ты легко сможешь соскочить с байка, что сделает процесс обучения гораздо менее болезненным. 


В итоге, весь трюк должен выглядеть единым плавным движением: выдёргиваешь байк, делаешь небольшой банник, закручиваешь барспин, ловишь руль, приземляешься и выезжаешь в фэки.



1. Подъезжай к насыпи на средней скорости. Тебе нужно ровно столько ходов, сколько потребуется, чтобы заехать на насыпь, но не больше — ты не должен вылететь с неё.


2. Как только переднее колесо достигнет верхнего края насыпи, выдерни банник и перенеси вес тела за заднее колесо. Как только байк пойдёт вверх, зажми седло коленями — с мясистым дёртовым седлом это будет гораздо проще.


3. Зажав седло коленями, закручивай руль на барспин в удобную тебе сторону. Для закрутки используй свою «сильную» руку (у большинства это правая), и не забывай держать вторую руку в нужном месте — готовься поймать руль.


4. Вот теперь наступает тот самый момент, когда решается твоя судьба — либо ты в шоколаде, либо сливаешь попытку. Твоя цель — поймать руль «слабой» рукой на 3/4 оборота, довести оставшиеся 90 градусов и положить на руль вторую руку. Если можешь сразу же ухватиться за тормозную ручку — будет хорошо, это поможет удержать байк, если он попытается выскочить из-под тебя. Слегка перенеси вес тела вперёд, дай байку скатиться с кочки и спокойно уезжай в фэки.


СОВЕТ:



Проще всего попробовать этот трюк на траве. Высокая трава не даст возможности байку укатиться далеко. Для первой попытки будет даже хорошо, если ты не поймаешь руль.


ПРАВИЛА ХОРОШЕГО ТОНА: СТРИТ-ЭТИКЕТ


Городские улицы — отличное место для катания. Они изобилуют темами, прямо-таки умоляющими обкатать их. Однако помни: все эти темы являются фрагментами городской архитектуры. И если ты с помощью своего байка портишь городское имущество — это такой же вандализм, как если бы ты крушил его кувалдой.


Всегда помни о воздействии, которое твой байк оказывает на объекты катания, и не допускай, чтобы оно было разрушительным. Оставь свои гринды для скейтпарка и не мучай стритовые грани, которые могут побиться.


Ещё одна важная вещь: уважай памятники истории и архитектуры! Как бы привлекательно они не выглядели, относись к ним с почтением, и держись от них подальше.


ПРОДВИНУТЫЙ УРОВЕНЬ: 360 ноузпик


Название для этого трюка мы придумали сами: фактически, это нечто среднее между канадским ноузпиком (вращение вокруг переднего колеса на коупинге рампы) и обычным 360 фронт-пивотом (вращение вокруг переднего колеса на 360 градусов).


Учитывая тему нашего урока, эта фишка очень показательна, поскольку делается практически на пустом месте. Главное — немного фантазии и хорошее владение байком. В результате мы имеем трюк, для которого не нужна ни рампа, ни коупинг. Всё, что тебе потребуется — это средних размеров склон. А где ты его найдёшь: в скейтпарке или ближайшем лесу — совершенно неважно.


360 ноузпик — фишка, которую не получится взять наскоком. Для того, чтобы научиться стабильно делать этот трюк, от тебя потребуется хорошая техника, чувство баланса и упорные тренировки. Конечно, ты не обязан сразу же делать полные 360. Скажем больше, мы бы очень удивились, если бы тебе это удалось.


Начинай с малого и постепенно наращивай градусы. 180 градусов станут для тебя пугающим сюрпризом, потому что с непривычки после полуоборота кажется, будто падаешь вниз. Ничего страшного — после нескольких попыток ты освоишься с этим ощущением и вскоре добьёшь полные 360.



1. Эта фишка требует хорошего запаса инерции, ведь тебе придётся преодолевать уклон, а на нём гораздо сложнее, чем на плоскости, выйти на переднее колесо. Подъезжай к склону прямо, на достаточно высокой скорости.


2. Дай байку заехать на склон обоими колёсами и начинай поворот в направлении, в котором ты собираешься закручивать свои 360. Резко зажми передний тормоз и перенеси массу тела вперёд. Когда заднее колесо оторвётся от земли, доверни руль в сторону вращения, сожми бёдра и закрути ими байк.


3. Задав байку вращение, следи за тем, чтобы заднее колесо не опустилось на землю и не остановило байк. Держи корпус над передней частью байка, а бёдра сжатыми — это наиболее эффективная поза при вращении. На 180 градусах ты окажешься лицом вниз по склону — поначалу это пугает, но сохраняй спокойствие, продолжай удерживать равновесие, и сам не заметишь, как довернёшь полный оборот.


4. После полуоборота в работу включается сила земного притяжения. Задняя часть байка устремляется вниз гораздо быстрее, чем шла вверх, ведь ей больше не приходится бороться с гравитацией. Перенеси массу тела назад и готовься поставить заднее колесо на землю как можно ровнее. Как только заднее колесо надёжно встанет на землю, отпускай тормоз и скатывайся вниз в фэки.


СОВЕТ:


Легче всего делать этот трюк на некрутом уклоне, а вот учиться лучше на мягкой поверхности, прежде чем лезть на такую, как на картинке.


СОВЕТ ПО НАСТРОЙКЕ: ВИЛОЧКИ


Извечный спор среди любителей стрита — какие вилки лучше: жёсткие или амортизационные? На самом деле, это вопрос личных предпочтений — и те, и другие имеют свои преимущества.


Жёсткая вилка даёт более чёткий контроль над байком. Ты чувствуешь каждую неровность, каждый удар от приземления, и это заставляет тебя работать над плавностью своего стиля. К тому же, жёсткие вилки дешевле, а хорошие экземпляры ломаются гораздо реже амортизационных.


Амортизационные вилки, безусловно, дороже, но позволяют тебе выполнять более жёсткие трюки без излишнего вреда для рук и рамы. В амортизационной вилке гораздо больше всяких деталей, которые могут сломаться, так что надёжность действительно может быть серьёзным «но».


Только недавно начали выпускать вилки, разработанные специально для жёстких нагрузок, возникающих в стрите. В общем, выбор исключительно за тобой.


УЛИЧНЫЕ БОЙЦЫ: ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ



Гарри Пенман


Гарри пересел с ВМХ на MTB пару лет назад, и с тех пор даже и не думал о возвращении. Сейчас он гоняет за Charge Bikes, и всё свободное от контестов King of Dirt время проводит в засекреченном дёртовом парке Radstock, построенном ребятами из Charge Bikes.


Крис Смит


Крис, пожалуй, один из самых разноплановых райдеров мировой MTB-сцены. Он умудряется заниматься практически всеми дисциплинами. Выступая за международную команду GT/Hyundai, Крис колесит по миру, участвуя в демо-сессиях и соревнуясь в дёрт-джампинге, слоупстайле и фрирайде.


В следующей статье: НАВЫКИ ТРЕЙЛОВОГО КАТАНИЯ. Покатушки на природе любят все, но все ли знают, как без устали проехать пару десятков километров, как правильно выбрать траекторию, и как не потерять скорость на синглтреке? Обо всём этом расскажет член британской олимпийской сборной по маунтинбайку Оли Бекингсейл (Oli Beckingsale). По традиции мы разделим наш курс на 3 части: новички, средний уровень и продвинутый уровень.

 


© Mountain Bike №4(12) 2006

 

 

Опубликована: 25.08.2014
Просмотров 1349


Оценка(5)
Оценить статью:  

Комментарии

Гости не могут добавлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.