Готовим байк к сезону

Всем тем, кто прилежно вкручивал всю зиму и как ни в чём не бывало месил соль, снег и грязь, стоит наконец отмыть зимние наслоения. А потом внимательно изучить, что из компонентов он замесил вместе со снегом.
 
Чем больше времени зимой ты проводишь в заботах о своем скакуне, тем меньше геморроя возникнет летом. Представь — солнышко светит, поют птички и твои друзья отжигают на каком-нибудь адском синтглтреке, а ты пешком прёшься в магазин заказывать детали, которые ещё фиг знает когда привезут. Мораль — дивиденды по зимним вкладам выплачиваются летом.
 
Вообще, с точки зрения байка, лучше зимой не катать, но кто его будет спрашивать? Чтобы твой байк не преподнёс сюрпризов в виде не выкручивающегося картриджа каретки и дожил до весны, не растворившись в чаче из песка, соли и снега, зимой ему понадобится максимум внимания и заботы.
 
Враг коварен и хитёр! Пока мы отогреваем наши замерзшие руки кружкой горячего чая, наши истекающие грязью в прихожей байки — гибнут. От резких перепадов температур во всех пустотах собирается конденсат, и рама превращается в аквариум. Даже чистая вода способствует коррозии.
 
Но нет ничего страшнее солёного раствора с песком. Он в состоянии убить практически всё! Растворяется резина, ухудшаются свойства колодок дисковых тормозов, вымывается смазка, а в её остатки попадает песок и убивает подшипники, ржавеют стальные детали, тросики, даже кожа, обтягивающая седло, портится.
 
А если ты думаешь, что твоей новой алюминиевой раме ничего не грозит, ты ошибаешься. Электрохимическая коррозия превратит её в горстку пудры в тех местах, где алюминий соприкасается со стальными деталями.
 
Самые ленивые просто капнут пару лишних капель смазки на цепь и будут катать дальше. Летом, обычно в самый неподходящий момент, их постигнет страшная кара — они станут пешеходами! Поэтому мы стиснем зубы и займёмся предупреждением потенциальных проблем в следующем порядке: цепь, тормоза, рубашки, рулевая, каретка, подвеска, колёса и рама. Конечно, ты лучше знаешь слабые стороны своего друга, но в качестве общего руководства наш список очень даже покатит.
 
 

Проверка цепи

 
ВРЕМЯ — 5 минут.
 
ИНСТРУМЕНТЫ:
Индикатор износа цепи
Щётка
Смывка для смазки
Смазка
 
Если у тебя есть измеритель износа цепи, измерь её, чтобы узнать, имеет ли смысл заморачиваться дальше или твоя цепь — достояние прошлого. Если она жива, то нанеси смывку для смазки, подожди немного и смой всё жёсткой щёткой с горячей мыльной водой. Дай высохнуть или вытри тряпкой, а потом нанеси водовытесняющее средство. Затем снова вытри цепь насухо и смажь смазкой. Смазка должна быть внутри цепи, поэтому ототри снаружи все излишки, иначе к ней будет прилипать грязь. Если цепь растянута, её обязательно нужно заменить. Это гораздо дешевле, чем менять потом всю трансмиссию. Растянутая цепь очень быстро убивает звёзды системы и кассету, и новую цепь на них уже не поставить — она будет проскакивать.
Мы рекомендуем цепи SRAM или КМС, потому что на них есть замки, с помощью которых цепь можно снять и поставить без инструментов и осложнений.
 
 

Тормозные ручки и переключатели

 
ВРЕМЯ — 2 минуты.
 
ИНСТРУМЕНТЫ:
Крестообразная отвёртка
Смывка для смазки
Смазка
 
Эти детали требуют всего каплю смывки, чтобы удалить выступившее на корпус масло и вытереть его тряпкой насухо.
На оси вращения тормозных ручек надо нанести немного масла из баллончика, лучше с трубочкой, чтобы не поливать всё вокруг. Лишнее вытереть. В манетках типа RapidFire (Shimano или SRAM) нужно снять заглушку, закрывающую место, через которое вставляется тросик (маленькая пробочка со шлицом под крестообразную отвёртку), и туда тоже брызнуть немного смазки.
 
 

Рубашки и тросики переключателя

 
ВРЕМЯ — 5 минут.
 
ИНСТРУМЕНТЫ:
Смывка для смазки
Смазка
Тряпка
 
Переключи задний переключатель на самую большую звезду (обычно 32 зуба), а потом, не вращая педали, скинь на самую маленькую. Цепь не даст переключателю сильно сдвинуться, но при этом ослабнет тросик, и ты сможешь без особого труда отстегнуть рубашки от рамы. Двигая их по тросику туда-сюда и добавляя на тросик смывку, их можно прочистить, а потом и смазать жидким маслом. При этом не надо ничего разбирать, а значит, потом настраивать. Если тросик капитально заржавел или рубашка протёрлась/ заломилась, их придётся заменить.
 
 

СОВЕТЫ МЕХАНИКА

 
Назойливая привычка
 
Болтики, винтики, шарики от подшипников и другие мелкие детали имеют очень неприятную привычку. При первой же возможности они разбегаются и прячутся по щелям, откуда их уже не достать. Поэтому очень полезно складывать всю мелочёвку в какую- либо ёмкость. Идеально подходят пластиковые крышки от спреев.
 
Чистота — залог здоровья
 
Прежде чем ремонтировать байк, стоит запастись достаточным количеством бумажных салфеток и применять их по прямому назначению.
Это гораздо удобнее, чем старая грязная тряпка. Чем меньше ты пачкаешь себя и всё вокруг, тем быстрее и легче делается работа.
 

У МЕНЯ НЕТ ВРЕМЕНИ МЫТЬ ВЕЛОСИПЕД

 
Ерунда. Минимальная чистка байка занимает 5 минут — столько же, сколько ты тратишь на чашку чая после катания. Обычно помогает заранее приготовленное ведро с водой, щётками, губками и чистящим средством. Скорее всего, ты этим воспользуешься.
 
Мы предлагаем три варианта помывки разной продолжительности, которыми ты сможешь воспользоваться в зависимости от времени, которым ты располагаешь.
 
5-минутное полоскание
 
Всё, что можно успеть за пять минут: смыть грязь с рамы, покрышек, кассеты и цепи, применить водовытесняющий спрей и смазку для цепи. Это абсолютный, необходимый минимум процедур после катания в мокрую/грязную погоду.
 
15-минутная чистка
 
Ещё за 10 минут ты успеешь почистить и смазать тросики. Почистить и проверить каретку и рулевую. Убедиться в отсутствии в них люфтов и хруста от песчинок. И проверить износ колодок.
 
30-минутная полировка
 
За полчаса можно действительно внимательно заглянуть во все укромные уголки и навести порядок даже там, куда обычно не доходят руки с щёткой. Обрати внимание на манетки и тормозные ручки, переключатели, втулки и кассету. Сделай себе и байку приятное — натри раму полиролью, это не только защитит лак, но и вернёт раме изначальный блеск и цвет, а средство для чистки пластика и резины превратит его практически в выставочный образец.
 
 

Рама

 
ВРЕМЯ — 5 минут.
 
ИНСТРУМЕНТЫ:
Глаза
Внимательность
Полироль
 
Само собой разумеется, ты должен регулярно осматривать свою раму на предмет вмятин, погнутостей и, самое важное, трещин. Основные места их появления — под нижней трубой при соединении её с рулевой. Также внимательно осмотри косынки, точки крепления задней подвески, дропауты, особенно со стороны заднего диска. Дисковый тормоз создаёт дополнительную нагрузку на верхнее перо, особенно в месте крепления суппорта к перу.
 
Как это ни грустно, но рама с трещиной должны быть утилизированы. Если она внезапно развалится, ты рискуешь получить очень серьёзную травму. Царапины можно убрать средством типа T-Cut (таким же, как для автомобилей), можно даже точно попасть в цвет.
 
 

Седло

 
ВРЕМЯ — 5 минут.
 
ИНСТРУМЕНТЫ:
Средство для защиты кожаных изделий
Тряпка
Суперклей
 
Зима — тяжкое время для сёдел. Постоянные замачивания и общение с грязью и мокрой лайкрой. Радуй своё седло регулярной сушкой (но не направляй на него тепло напрямую, иначе оно сморщится). Высохшее седло неплохо бы пропитать специальным средством для защиты кожи. Оно придаст водоотталкивающие свойства. Главное, дай ему высохнуть, прежде чем ехать, иначе на твоих штанах появится «чёрная метка». Если кожа снизу начинает отклеиваться, воспользуйся суперклеем.
 
 

Каретка

 
ВРЕМЯ — 15 минут.
 
ИНСТРУМЕНТЫ:
Выжимка шатунов
Ключ для каретки
Тряпка
Смазка
 
Переключись на маленькую звезду и сбрось с неё цепь на корпус каретки. Убедись, что в разных положениях шатунов люфт каретки отсутствует. Крутани шатуны — они должны крутиться легко и свободно. Если нет — настало время замены (картриджные и внешние подшипники не поддаются чистке и ремонту). Не забудь удалить грязь и ржавую воду из корпуса. Используй смывку для смазки, чтобы почистить резьбу. Нанеси свежую смазку (не жадничай), установи каретку обратно и вытри всё лишнее.
 
 

Тормозные колодки

 
ВРЕМЯ — 5 минут.
 
ИНСТРУМЕНТЫ:
Смазка
Наждачная бумага
Шестигранник 5 мм
 
Расстегни вибрейк и дай рычажкам раздвинуться до упора. Теперь ты можешь взглянуть в лицо своим колодкам. Повыковыривай из них большие камушки и куски обода, потом пройдись мелкой шкуркой, чтобы удалить налипшую мелочь. Если накладка сношена до метки максимального износа, можешь этого и не делать ;), просто замени колодки/накладки. Проверь правильность положения колодки и убедись, что она затянута. Не помешает капнуть немного жидкой смазки в загнутую трубочку, подводящую тросик.
 
Пользователям дисковых тормозов надо извлечь колодки (при этом постараться не потерять стопорные шплинты и т.д.). Если толщина материала накладки меньше 1 мм или износ неровный, колодки надо заменить. Не забудь заглянуть в суппорт, вдруг там что-нибудь застряло.
 
 

Рулевая колонка

 
ВРЕМЯ — 10 минут.
 
ИНСТРУМЕНТЫ:
Смывка для смазки
Тряпка
Смазка
 
Сними крышку, вынос, проставочные кольца и вытащи вилку. Сними крышку с верхней чашки и облей всё смывкой для смазки. Если подшипник открытый, вытащи сепаратор с шариками и ототри их до блеска. Если шариков не хватает, на них есть сколы или тёмные точки — время менять шарики (обычно вместе с сепаратором). Посмотри на дорожки в чашке и на конусе. Они должны быть гладкими, ровными и блестящими. Если на них есть ямки или задиры (следствие перетягивания рулевой), рулевую колонку придётся поменять целиком. Если в твоей рулевой закрытые промо-подшипники, есть два варианта добраться до них. Можешь или аккуратно снять с них пыльники, прикрывающие шарики сбоку, и заменить смазку, или поменять подшипник целиком. Перед тем, как запрессовывать новый подшипник, не забудь смазать чашку. Если у тебя нет пресса, подложи что-нибудь деревянное под молоток или пользуйся киянкой. Не забудь удалить лишнюю смазку.
 
 

Подседельный штырь

 
ВРЕМЯ — 2 минуты.
 
ИНСТРУМЕНТЫ:
Смывка для смазки
Тряпка
Смазка
 
Вытащи штырь, удали с него смазку. Смажь заново и вставь на место, но не забудь перед этим сделать то же самое с внутренней поверхностью подседельной трубы. Не наноси слишком много смазки, а если твой штырь из карбона, используй совместимую с карбоном смазку или не смазывай вообще.
 
 

Кассета

 
ВРЕМЯ — 10 минут.
 
ИНСТРУМЕНТЫ:
Смывка для смазки
Щётка
Масло, спрей
 
Сними кассету и обильно полей её смывкой для смазки. Потом возьми щётку и хорошенько пройдись по ней. Обрати внимание на лапки паука (на которых закреплены звёздочки). Именно там чаще всего прячется грязь. Внимательно осмотри корпус трещотки. Если он заржавел, почисти его и спрысни маслом из баллончика. Поставь кассету на место.
 
 

Грипсы

 
ВРЕМЯ — 5 минут.
 
ИНСТРУМЕНТЫ:
Спрей
Лак (для волос, можно взять у сестры)
 
Сними грипсы и протри под ними руль. Промой грипсы горячей водой из-под крана и дай им высохнуть на воздухе, прежде чем воспользоваться лаком из баллончика. Лак работает, как клей, с той лишь разницей, что его можно растворить водовытесняющим спреем. Разумеется, никогда не поздно перейти на прикручивающиеся грипсы типа ODI, которые фиксируются на руле двумя 2,5-миллиметровыми винтиками. Ещё такие же делают Trek и Yeti.
 
 

Подвеска

 
ВРЕМЯ — 10 минут/несколько дней
 
ИНСТРУМЕНТЫ:
Мыльная вода
Зубная щётка
Ветошь
 
Используй тёплую мыльную воду и зубную щётку, чтобы окончательно отмыть вилку и амортизатор. Обрати особое внимание на пыльники (но не залезай под них, это может привести к загрязнению масла, и ты можешь случайно поцарапать ноги). Если вилка начинает подтормаживать — это явный признак того, что пора менять масло. Вообще, если вилке больше 2-х лет, то масло точно надо менять. Большинство вилок можно обслуживать в домашних условиях. В этом нет ничего сложного. Однако мы советуем обращаться в мастерские. Как правило, сервис не занимает много времени, а в мастерских есть и все необходимые расходные материалы.
 

МОЧИТЬ ИЛИ НЕ МОЧИТЬ

 
Используй воду, когда моешь свой байк, и чем горячее, тем лучше, особенно если коровьи лепёшки уже присохли. Но если речь идёт не о ведре, а о шланге, то не всё так однозначно. Конечно, мы воспользуемся любым шлангом для мытья, от садово-поливочного с низким давлением и без насадки до автомоек высокого давления.
В нормальных руках это только удвоит скорость работы. Однако можно накликать проблемы на собственные втулки, каретку и подшипники в подвеске. Несмотря на то, что все подшипники закрытые, их пыльники не в состоянии противостоять продолжительному или многократному прямому попаданию струи воды под высоким давлением. В итоге у тебя будет слишком чистый и очень скрипучий байк без капли смазки.
Если ты пользуешься шлангом, то направляй струю на трубы рамы и покрышки и старайся не попадать на рулевую, каретку и втулки. Летом, как правило, можно обойтись вообще без воды. Стирай пыль и засохшие комки грязи мягкой сухой тряпкой.
 
 
 
© Mountain Bike №3(11) 2006
 
 
 
 
 
 
Опубликована: 12.08.2013
Просмотров 2250


Оценка(8)
Оценить статью:  

Комментарии

Гости не могут добавлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.