Настройка комплектующих велосипеда

Автор: Пол Смит
Перевод: Геннадий Финаков

Ты только что добрался до дома со своим новым байком? Тебе невтерпёж узнать, что и как обслуживать и настраивать? Ну, наверное, маленькая бумажка с инструкцией, которая прилагается к байку, содержит прописные истины. Там должно быть что-то о фарах, светоотражателях и о том, насколько туго затянуты эксцентрики. Возможно, ты и удовольствуешься этим, но вряд ли. Если ты потратил кучу бабок на всяческие изощрённые устройства, тебе потребуется и больше знаний о них. Вот почему мы публикуем исчерпывающую инструкцию к байку. В этой части мы обратим взор на основные комплектующие байка, такие, как руль, тормоза и покрышки. Здесь нет ничего сверхъестественного, просто быстро пробежимся по всему тому новому, что попадётся тебе на глаза. В следующем выпуске мы рассмотрим такие компоненты, как подвеска, переключение скоростей, втулки. Всё это действительно требует углублённых знаний.
 

Покрышки и давление

Перво-наперво: снятие покрышек. Многие покрышки можно снять и без монтажек, но нужно знать как. Сначала спусти ВЕСЬ воздух, потом сдвинь боковину покрышки от стенки обода к его середине. Сделай это с двух сторон по всей окружности. Диаметр обода в середине чуть меньше, чем у стенок, поэтому появится слабина, которой будет достаточно для того, чтобы просто снять покрышку с обода. Некоторые сидят настолько туго, что тебе не обойтись без пары хороших монтажек, что особенно актуально для бескамерной резины (ты можешь вставить камеру в бескамерную покрышку, так что всегда имей при себе пару хороших монтажек и камеру на случай прокола). Монтажки просты в использовании: просто вставляешь одну между покрышкой и ободом, приподнимаешь ею борт покрышки стенкой обода, затем на расстоянии 10-20 см вставляешь вторую (продолжая при этом удерживать первую) и делаешь то же самое — в результате борт покрышки между монтажками должен сняться. Затем ведёшь монтажку по кругу, высвобождая покрышку. Металлические монтажки прочнее и практичнее пластмассовых, но иногда царапают обод. Рекомендуемое давление в покрышках редко описывается в инструкциях, но обычно указывается на боковине покрышки. Однако всё это только общие рекомендации, а выбор давления остается за тобой. Когда экспериментируешь, помни: чем шире обод и больше объём покрышки, тем меньше в ней может быть давление. Накачивай до 30-60 psi (примерно 2—4 атмосферы), если только ты не катаешь стрит или дёрт, где тебе понадобится большее давление, чтобы избежать подворачивания покрышки.
 

Переключение скоростей

Несмотря на то, что переключатели настроены в магазине, ты после непродолжительной езды обнаружишь, что чёткость переключения (особенно в сторону больших звёздочек) упала. Это значит, что тросик вытянулся. Чтобы вновь добиться чёткого переключения, тросик необходимо подтянуть. Для этого на переключателе есть регулятор. Выкрути его на 1/4 оборота (против часовой стрелки), вывеси заднее колесо велосипеда (в идеале на стойке для ремонта, но можно просто приподнять за седло) и покрути рукой педали. При этом прогони переключатель по всем звёздочкам сверху вниз и обратно. Подкручивай регулятор и проверяй переключение до тех пор, пока оно вновь не станет чётким.
 

Троса

Если порвётся тросик переключателя, получится синглпид с «ломовой» передачей. Ничего страшного. А вот обрыв тормозного тросика может стоить тебе жизни (особенно, если на твоём байке стоит только один тормоз). Обычно тросик рвётся в месте зажима на тормозе. Обрати внимание на это место в первую очередь! Иногда заглядывай и в тормозную ручку. Также проверь, чтобы все рубашки были нужной длины. Обычно при сборке на все ростовки рам ставят рубашки одинаковой длины, поэтому, если ты покупаешь раму большой ростовки, то рубашки могут оказаться слишком коротки. В этом случае тебе придется либо купить новые, либо устроить разборку в магазине.
 

Руль и вынос

Большинство производителей указывают рекомендованный момент затяжки винтов на выносе (усилие, с которым должны быть закручены болты). Если в твоём наборе инструментов нет динамометрического ключа, то ослабший винт ты сможешь вычислить, попытавшись подтянуть их все по очереди. Если винт начал легко подтягиваться, затяни его с нормальным усилием, если нет — оставь в покое: не надо во что бы то ни стало стараться подтянуть каждый винт. Четырехболтовые крышки выносов затягиваются постепенно «крест-накрест». Например, начинаешь с верхнего правого болта, затем — нижний левый, верхний левый и, наконец, нижний правый. Равномерно подтягивай каждый болт и следи за зазором между крышкой и выносом. Убедись, что крышка сидит ровно. Хорошие рули живут достаточно долго, но чем жёстче и агрессивнее ты катаешь, тем чаще тебе стоит задумываться о замене руля. Не жди, пока он сломается! Если обнаружишь, что руль погнут, на нём есть глубокие царапины или — того хуже — трещины, то сразу меняй! Некоторые рули, прежде чем сломаться, издают характерный треск.
 

Педали

У нормально собранного байка из хорошего магазина резьба в шатунах будет смазана. Открути педали: правую — против часовой стрелки, левую — по часовой. Затем проверь наличие смазки. Любая смазка — лучше, чем полное её отсутствие, но использовать качественную смазку — лучше, чем смазывать абы чем. Нанеси небольшой кусочек смазки на резьбу и затяни педали. Большинство ошибочно думает, что педали надо затягивать что есть мочи. Это не так. Перетянув, легко сорвать резьбу в мягких алюминиевых шатунах. Убедись, что резьба чистая. Шатун с сорванной резьбой можно смело выкидывать — это не лечится, особенно если ты имеешь дело с дешёвыми шатунами.
 

Тормозные ручки

Никогда не перетягивай тормозные ручки, чтобы при падении они, провернувшись на руле, не сломались. Новые тормозные ручки — удовольствие не из дешёвых! Главное — чтобы ручка оставалась на месте, поэтому затяни её достаточно сильно, но проверь, двигается ли она, когда ты ударяешь по ней ладонью. Ударяй по корпусу тормозной ручки, а не по самому рычагу: тебе надо добиться её движения от удара средней силы. Чтобы несильно затянутые болты не выкручивались, капни на резьбу немного фиксатора для резьбовых соединений, прежде чем их затянуть.
 

Эксцентрики

Мы предпочитаем обычные стальные эксцентрики, поскольку они надёжно сделаны и их можно туго затянуть. Когда ты закрываешь эксцентрик, он должен оставить глубокий отпечаток на ладони, а при открывании он должен болезненно давить на пальцы. Мы часто предостерегаем от перетягивания крепежа комплектующих, но на эксцентриках держатся колёса твоего байка, так что в них ты должен быть уверен на все сто процентов. Время от времени вынимай эксцентрики, чисти их и после нанесения небольшого количества смазки ставь на место.
 

Шатуны

Хочешь получить совет? Оставь шатуны в покое! Всякий раз, когда шатун снимается и вновь одевается, посадка его на ось каретки немного разбивается (это относится практически ко всем системам). Некоторые шатуны склонны разбалтываться. Если нет необходимости их заменить, то достаточно вооружиться 8 мм шестигранником, чтобы затянуть их даже в дороге. Рано или поздно шатуны опять ослабевают, так что регулярно следи за ними (кстати, Warning-системы под квадрат рассчитаны на сухую посадку, без смазки, и в протяжке не нуждаются).
 

Гидравлические тормоза

Как и любая система торможения, дисковая гидравлика просто прижимает колодку к тормозной поверхности, преобразуя кинетическую энергию в тепло, и замедляет движения байка. Так же как и любой другой системе торможения, гидравлическим тормозам требуется время на приработку. Как только тормоза начнут нормально работать, тебе надо будет обслуживать их.

Не доливай тормозную жидкость до тех пор, пока её уровень не станет действительно низким. Если её уровень резко и сильно упал, это, скорее всего, означает, что где-то течь (на компенсацию износа колодок много жидкости не уходит).

Не наливай лишней тормозной жидкости. При замене колодок, когда ты будешь задвигать поршни обратно в суппорт, она может повредить уплотнения или просто вытечет. (Помни! DOT очень быстро разъедает краску!) Если тормоза нужно прокачать или у тебя появились какие-то сомнения — обратись в хорошую мастерскую. Тормоза могут спасти твою шкуру, кости и даже жизнь... Так что не ленись!
 

Колодки вибрейков и контиливерных тормозов

Это неоспоримый факт — колодки изнашиваются. По мере износа на контиливерах и простых (непараллельных) вибрейках колодка перемещается по стенке обода к центру колеса и может оказаться в таком положении, когда небольшая неровность обода во время жёсткого торможения сдвинет её прямо в спицы. Проверяй положение и износ колодки. Регулировка положения колодки несложная. Просто ослабь крепёжную гайку, нажми на тормоз и, установив колодку на нужное место, немного подтяни. Затем, крепко удерживая колодку рукой, затяни крепёж. Чтобы заменить колодки (всегда меняй обе стороны), просто открути гайку до тех пор, пока не сможешь вынуть колодку. Достань её и поставь новую. Если у тебя колодки со сменными накладками, накладку можно поменять, не снимая колодку с тормоза.
 

Седло и подседельник

Подседельный штырь никак не защищён от воды. Самый простой способ исправить это — нанести на него смазку перед установкой (если твой байк от хорошего производителя, то это уже должно быть сделано). Некоторые сёдла и подседельники имеют отвратительную привычку хрустеть: обычно это происходит из-за движения рамок седла внутри зажима подседельника. Подтяжка винтов и небольшая смазка должны избавить тебя от этого неприятного звука. Не забудь вытереть излишек смазки, иначе на неё будет налипать грязь.

Минута на проверку

НУ ЛАДНО, МОЖЕТ, ЧУТЬ ДОЛЬШЕ

Это и впрямь не займёт много времени — проверить свой аппарат перед выездом. Конечно, мы не святые. Каждый из нас грешен в том, что просто прыгает на байк и катает, особо не задумываясь, скольких жёстких уборок, описанных в журнале, можно было бы избежать при своевременной проверке и обслуживании оборудования. Так что, если тебе больше нравится вкручивать, а не плевать в потолок местной больницы, советуем провести быструю, но внимательную проверку байка перед тем, как отрываться. Устраняй неполадки тотчас, как только их заметил, используя малейшую возможность. Не запускай байк! Займись этим в дороге или сразу по приезде домой. Мы тебя предупредили!
 

Велоинструменты

ВЛОЖЕНИЕ «БАБОК» В РЕМОНТ

Если у тебя новый байк, то, возможно, тебе стоит «разориться» на хорошие велоинструменты и научиться ими пользоваться.

Вот что тебе потребуется для начала:

шестигранные ключи: 2, 3, 4, 5, 6, 8,10 мм (самые качественные шестигранники сейчас делают длинными, но ими легко «перетянуть» — попробуй держать их за середину ручки);

монтажки для покрышек;

выжимка для шатунов и ключ для каретки в зависимости от их стандарта (например, Saint);

качественные кусачки для тросов.

© Mountain Bike №7(7) 2005





Опубликована: 22.06.2013
Просмотров 1996


Оценка(9)
Оценить статью:  

Комментарии

Гости не могут добавлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.