Какой байк выбрать

Автор: Иван Смирнов
 
В старые добрые времена всё было просто — чем больше ты платил за байк, тем круче он был. Сейчас велорынок значительно расширился, поэтому ребром стоит вопрос — как сделать правильный выбор? Рассказываем...
 
Ты подумываешь о байке, на котором можно делать всё, и уже поднакопил деньжат? Вот тебе 1001 байк на выбор, и все ездят вверх, вниз, вдоль и поперёк пересечённой местности. В наши дни катание на МТВ делится на кучу видов и подвидов. Что за зверь такой — лёгкий фрирайд? А эндуро, 4Х, агрессивное кросс-кантри? Матёрые читатели MB, наверное, разбираются во всех этих тонкостях и знают, что им выбрать. А вот как насчёт среднего райдера или новичка, который приходит в магазин, и у него разбегаются глаза и перехватывает дыхание от вида кучи разнообразных железок?
 
На самом деле, всё не так страшно. Средний хардтейл, пригодный «для всего понемногу», стоит от 15 до 30000 рублей, так же, как и несколько лет назад. Но в 2006 году — это уже настоящий звездолёт по сравнению с байком из 80-х. Так что вперёд, на штурм магазинов!
 

Давным-давно, в далёкой-далёкой галактике...

 
В 80-х, в самом начале эры МТВ, выбрать байк было проще простого. Уважаемых марок имелось немного, конструкции были просты, а потребитель — вездесущий «средний райдер» (то, что сейчас называется «почти кросс-кантрийщик»). 
 
Качество определялось уровнем цены. Все байки имели стальную раму и вилку, а вес колебался от 11,8 до 15 кг в зависимости от того, сколько ты готов был потратить.
 
Прошло десять лет, и всё немножко усложнилось.
 
Постепенно байки стали обзаводиться подвеской, сначала передней, потом задней. Средние райдеры поначалу игнорировали задние амортизаторы, и не без причин. Первые варианты были не очень надёжны и здорово съедали энергию при педалировании. Польза от них чувствовалась только на спуске, а цены кусались будь здоров.
 
До конца 90-х оптимальным выбором для среднего покатушечника оставался обычный хардтейл (с достойным передним амортизатором, если в кармане было больше 25000 рублей).
 
В течение следующих десяти лет (и до настоящего времени) происходило скачкообразное улучшение передней и задней подвески. Теперь даже байки до 15000 рублей поставляются с амортизационными вилками, хотя и не слишком хорошими. Заплатив около 30000, ты получишь хардтейл, на котором можно катать гораздо быстрее, жёстче и дальше, чем на любом хардтейле прошлых лет за те же деньги. А двухподвес от 40000 и выше уже может считаться серьёзной машинкой для среднего райдера.
 
Короче говоря, за те же деньги можно получить гораздо лучший байк практически в любом ценовом диапазоне.
 
Как тестеры говорим — хардтейл 20-летней давности за 30000 примерно равен современному хардтейлу за 12000 деревянных.
 

Вам чего?

 
Однако сейчас, зайдя в магазин, сам леший ногу сломит в этой путанице: линейка дешёвых байков — от псевдо-дёртовых, до псевдо-даунхильных, хардтейлы средней цены и линейка высшей ценовой категории, от гоночных кросс-кантрийных болидов до убойных фрирайдных агрегатов.
 
Мы не собираемся читать тебе проповедь о пользе того или иного выбора, а быстренько пробежимся по ценам и посмотрим, что же предлагается в магазинах. Как всегда, напоминаем: будь реалистом и выбирай байк, который подходит тебе не только по карману, но и по навыкам. Не ведись на дешёвые копии топовых машин — да, они похожи, но сливают по весу, управляемости и, конечно, надёжности.
 
Ну, приступим... Прочитай это, сглотни комок в горле и иди записываться на курсы кройки и шитья...
 

Простой трейловый хардтейл

От 15 000 до 30 000 рублей
 
Рули с подъёмом, эффективно работающая трансмиссия, адекватная геометрия и достойные вилки — всё это серьёзно добавило комфортности универсальному хардтейлу для «простого катания». Логика подсказывает, что больше 30 000 тут не на что тратить, а оптимальной суммой будет 20 000 — 25 000.
 

Крутой трейловый хардтейл

От 25 000 и до 120 000 рублей 
 
Вилки с ходом 100-130 мм породили новое поколение хардтейлов. Они похожи на прыжковые байки, но предназначены также и для агрессивного кросс-кантри. Эти байки, называемые ещё хардтейлами для эндуро, построены на довольно крепких и в меру мясистых рамах, имеют широкую резину для смягчения приземлений и весьма агрессивный внешний вид.
 

Дёртовый/Стритовый хардтейл

Примерно от 20 000 до 80 000 рублей 
 
Зачастую на этих байках катают ещё и 4Х. Как правило, это хардтейл, но иногда и маленький, крепкий короткоходный двухподвес. Специализация байка — резкие и быстрые разгоны, вёрткость в воздухе и безопасные приземления, то есть упор делается на надёжность, нежели на обеспечение максимального комфорта во время езды.
 

Короткоходный кросс-кантрийный двухподвес

От 35 000 до 160 000 рублей
 
С постепенным улучшением вилок и задних амортизаторов, всё больше обычных райдеров пересаживается на полноподвесы. Хорошо настроенный амортизатор со стабильным платформенным демпфером может хорошо работать даже в раме с не самой идеальной конструкцией. Нормой (но не обязательством) здесь считается подвеска от 60 до 100 мм спереди и сзади.
 

Среднеходный двухподвес для эндуро

От 35 000 до 180 000 рублей
 
Такие велики иногда называют — лёгкими фрирайдными. Это байк типа «наш пострел везде поспел». Обычно у него чуть больше ход амортизаторов (120-130 мм), имеется полный набор передач для холмистой местности, возможно наличие успокоителя цепи, и весит он 13,5-16 кг, поскольку рассчитан на довольно суровое обращение.
 

Длинноходный фрирайдный байк

От 40 000 до 190 000 рублей 
 
По поводу этой категории существует множество мнений. В основном, это что-то среднее между двухподвесом для эндуро и даунхильным байком. Обычно он прочнее (и тяжелее) первого, оснащен эффективной длинноходной подвеской с платформенным амортизатором, а также одной или двумя ведущими звёздами с рокрингом и успокоителем цепи. Также характерны — длинноходная вилка под ось, широкий руль с подъёмом и довольно широкая резина. Как правило, на этом байке можно самостоятельно заехать на гору, с которой ты только что срубился, но некоторые особо хардкорные аппараты предназначены исключительно для покорения огромных дропов.
 

Даунхильный байк

От 50 000 до 350 000 рублей 
 
Предназначение написано на упаковке. Чистопородный DH-байк всё же подразумевает эффективное педалирование, но акцент делается на поглощение жестоких ударов при больших скоростях и на обеспечении безопасности твоей задницы, когда ты спускаешься по синглтреку на скорости под 60 км/ч. Простое переключение передач обеспечивается одной ведущей звездой с успокоителем цепи. Имеется, как правило, двухкоронная вилка с ходом от 180 до 200 мм и задняя подвеска с пружинным амортизатором, который обеспечивает до 250 мм плюшевого хода. Вес от 18 до 30 кг — норма.
 

Так что купить-то, а?

 
Итак, мы обрисовали общую ситуацию, а тебе нужно определиться, как ты собираешься использовать байк.
 
Постарайся объективно оценить ситуацию. Не думай, что велосипед сделает всё за тебя. Он поможет, но ничего не сделает сам.
 
Продвинутые кросс-кантрийщики, даунхильщики и дёртеры долго и упорно тренировались, чтобы стать мастерами своего дела, а большинство начинало с обычных хардтейлов.
 
Короче говоря, тебе надо долго дрючить самого себя, истекать потом, залечивать боевые раны. А ещё тренироваться, тренироваться и тренироваться, чтобы эффективно использовать топовый или специализированный байк по назначению. Экстремальные, в смысле «неубиваемые» байки, в управлении сложнее обычных, поскольку больше весят, и соответственно, тяжелее в разгоне/на подъёмах. Также имей в виду, что длинноходная вилка не всегда поможет. На байках ценой до 20000 длинноходные вилки обычно хорошо пружинят, но с демпфированием у них явно проблемы. Как правило, демпфера там просто нет, и частенько его роль выполняет простая резинка. Поэтому на ухабистом рельефе у таких вилок зачастую слишком быстрый отскок с ударом в конце. В лучшем случае такая работа просто утомит, а в худшем случае и руль потерять недолго.
 
Мы часто советуем новичкам начинать с простых хардтейлов. Грамотный хардтейл будет стоить в районе 30 000 рублей. Более дорогих байков полно, но, пока у тебя недостаточно навыков, значительного прироста эффективности от них не будет. Даже если ты хочешь простенький байк для трейловых покатушек или дёрта, старайся выбрать что-то универсальное.
 

ЖЁСТЧЕ ИЛИ МЯГЧЕ?

БОРЬБА ЗА ЭФФЕКТИВНОСТЬ
 
Если ты хочешь и можешь потратить около 35 000 деревянных, так и сделай. Хардтейл за 30 000 по сравнению с хардтейлом за 20 000 получится на кило-полтора легче. Передачи и тормоза будут работать лучше, за счёт качественной вилки управляемость на ухабах повысится, а рама будет мало чем уступать гораздо боле дорогим байкам. А вот двухподвес с такой же навеской будет гораздо тяжелее и дороже. 
 
В районе этой суммы найдется и несколько достойных полноподвесов. Двухподвесы стоит рассматривать от 30 000 руб. и не очень зажиматься, иначе минусы могут перевесить плюсы. Конечно, навеска будет попроще, чем у хардтейла за эти же деньги, но на ухабистом рельефе подвеска повышает комфорт и безопасность. По весу двухподвес будет килограмма на полтора-два тяжелее. 
 
Продвинутых амортизаторов за эти деньги ты не получишь, но ямы они глотают вполне нормально, а вилки на большинстве байков весьма хороши. Если хочешь потратить гораздо меньше, будь готов к посредственно работающим вилкам и тяжёлой навеске низкого уровня, которая будет с трудом переключать передачи, а также к скрипящим и отвратительно работающим тормозам.
 

ОХОТА ЗА СКИДКАМИ

ЭТО БЫЛ МОЙ ЛЮБИМЫЙ ЦВЕТ... И ЛЮБИМЫЙ РАЗМЕР...
 
 
Те байки, что остаются на витринах в конце сезона, обычно «не того цвета». Дизайнеры иногда просто не могут угнаться за нашими вкусами, ведь мы покупаем то красный байк, потому что он выглядит быстрым, то камуфлированный, потому что в этом сезоне так модно.
 
Поступившись самолюбием, ты можешь совершить выгодную покупку, а если от одной мысли о канареечно-жёлтом байке тебе становится нехорошо, перекраска обойдётся всего в 4000-5000 рубликов.
 
Да, и взгляни ещё на голубенькие с цветочками варианты для девочек, раз уж на то пошло. Нам действительно нравится, что некоторые бренды (особенно Specialized) ставят на них пружины помягче, а короткий кокпит, рассчитанный на малорослых девчонок, будет реально удобным и для некоторых парней.
 
Помни, что оптимальное время для закупок — смена моделей старого года на новый. Многие магазины расчищают свои витрины под новые модельные ряды, так что, жди скидок.
 
Если у тебя не набирается нужной суммы, не волнуйся. Ты без проблем найдёшь вменяемый байк, разве что слегка тяжелее и с навеской попроще.
 

ХРОНОЛОГИЯ

 
 
1930
 
Schwinn B-10E — с этого американского байка началось массовое использование широких покрышек со стальным кордом и камерной системой. Его потомок конца 1930-х, Schwinn Excelsior, обладающий колесами 26x2.125”, стал переходным звеном к прототипам МТВ 70-х, созданных такими людьми, как Гари Фишер и Том Ричи.
 
 
Конец 1970-х
 
Первые MTB появились в конце 70-х. основателями направления стали Джо Бриз и Том Ричи. На основе самодельных рам и навески от 10-скоростных шоссейников они собрали то, что чуть позже стало называться Schwinn Cruiser. В 1979 году Гари Фишер и Чарли Келли зарегистрировали компанию «MountainBikes» и начали продавать готовые байки, построенные на рамах ручной сборки от Ричи.
 
 
Ранние 1980-е
 
Первым «серийным маунтинбайком» стал Specialized Stumpjumper, на основе одной из кастомных рам Ричи, который серийно выпускали в Японии. Поджарая рама, жёсткая вилка, высокая посадка и трёхкомпонентная система в течение нескольких лет задавали тон на МТВ-сцене. Вскоре и другие крупные производители велосипедов США и Европы запустили производство МТВ.
 
 
Поздние 1980-е
 
В конце 80-х стали популярны кросс-кантрийные соревнования, что серьёзно повлияло на рамы и навеску МТВ. В ход пошли лёгкие рамы и более низкая посадка. Короткие выносы и изогнутые рули уступили место длинным выносам и узким рулям, что с одной стороны обеспечивает лучшую аэродинамику, а с другой, более правильно распределяет нагрузку в условиях длительного вкручивания.
 
 
Ранние 1990-е
 
Начало девяностых — время разработок амортизационных вилок. Кросс-кантри всё так же задавало тон, но вилки позволяли быстрее ехать по колбасне и по ухабам, и именно в эти годы началось развитие даунхилла. Погоня за снижением веса также способствовала распространению алюминиевых рам. Качественный алюминиевый хардтейл с амортизационной вилкой стоил как качественный стальной гибрид несколькими годами раньше.
 
 
Конец 1990-х
 
Кросс-кантрийные хардтейлы понемногу улучшались. Начали появляться первые полноподвесы, комфортные и мягкие, но тяжёлые в педалировании за счёт раскачки. Постепенно ситуация улучшалась. Pro Flex сделали несколько топовых 11,5-килограммовых двухподвесов, а регулируемая плюшевая подвеска RTS у байков GT порадовала как даунхильщиков, так и кросс-кантрийщиков.
 
К концу 90-х почти все шарниры нашли свои места, и произошло разделение даунхильных и кросс-кантрийных двухподвесов. Впрочем, эффективность педалирования и ход подвески продолжали расти в обоих случаях.
 
Сегодня
 
Границы расползаются с той же скоростью, с какой и определялись. Стандартный хромолевый жёсткий хардтейл в начале 90-х годов к концу уже превратился в три варианта на выбор: хардтейл с амортизационной вилкой, ХС-двухподвес и DH-двухподвес. Мы перебрались в новый век, но всё продолжило усложняться: обычные и длинноходные хардтейлы, дёртовые байки, короткоходные кросс-кантрийные и универсальные двухподвесы, байки для даунхилла и фрирайда... В общем — мы дали тебе пищу для размышлений, определяйся, что ты хочешь катать, зарабатывай денежку и беги в магазин!
 
© Mountain Bike №9(17) 2006
 
 
 
 
Опубликована: 08.09.2013
Просмотров 3866


Оценка(8)
Оценить статью:  

Комментарии

Гости не могут добавлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.