Настройка дисковых тормозов стандарта PostMount
Дисковые тормоза имеют два варианта крепления: IS 2000 — международный стандарт, принятый в 2000 году и РМ (PostMount). Постмаунт — довольно древняя разработка, используемая, например, фирмой Hayes. Крепление РМ проще, легче и удобнее настраивается. Однако требования совместимости с дисками разного размера привели к тому, что в большинстве случаев рамы имеют крепление IS, а суппорт стандарта РМ устанавливается через адаптер, соответствующий диаметру диска. На вилках крепление РМ встречается гораздо чаще (все Manitou и некоторые Marzocchi, начиная с 2006 года), на них калипер ставится без адаптера. Мы расскажем тебе, что нужно сделать, чтобы твои тормоза работали как надо и не создавали лишних звуков при езде.
ВРЕМЯ — 10-30 минут.
ДЕНЬГИ — примерно 5-10 руб. за пластиковый хомутик
ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ РАБОТЫ:
» Пластиковый хомутик
» Плоская отвёртка или пластинка для раздвигания колодок
» Шестигранник 5 мм
» Разводной ключ (инструмент для выгибания диска, если он гнутый)
» Густая смазка
1. Если на твоём байке крепление для тормоза IS, ты устанавливаешь тормоз с адаптером. Крепко привинти его с помощью шестигранника на 5 мм к креплению.
2. Убедись, что привинтил хорошо, затем ослабь болты, которыми суппорт привинчен к адаптеру. Достаточно пол-оборота, так, чтобы суппорт мог свободно двигаться в плоскости, перпендикулярной плоскости диска. Если гидролиния жёстко закреплена рядом и мешает движению суппорта, нужно дать ей немного слабины. Если рама/вилка имеет РМ крепёж, IS адаптер нужно отвинтить, а суппорт привинтить прямо к крепежу, но не до конца, чтобы его можно было двигать.
3. С помощью пластикового хомута или резинки притяни тормозную ручку к рулю, чтобы колодки прижались к диску. Поршни в калипере должны иметь одинаковый ход, чтобы колодки прижимались к диску одинаково и плотно.
4. Если поршни выдвинулись на разное расстояние, возможно, их надо переустановить. Для этого нужно вытащить колесо из рамы и один раз нажать на тормоз так, чтобы колодки немного сошлись, а потом посмотреть зазор между ними. Если диск не будет проходить, возьми чистую плоскую отвёртку и раздвинь колодки так, чтобы диск свободно помещался между ними и не задевал их. Если это не помогло, вероятно, поршни залипли, и тормоз требует помощи квалифицированного механика.
5. Благодаря пластиковому хомутику колодки плотно зажимают диск, и калипер сам центруется относительно диска. Придерживая его, затягивай крепёжные болты по очереди по чуть-чуть. Если калипер съехал, снова отцентруй его и прикручивай аккуратнее.
6. Когда всё затянуто, сними пластиковый хомутик, удерживающий ручку, и закрепи гидролинию. Убедись, что диск находится по центру, — просветы с обеих сторон должны быть одинаковые. Чтобы подвести колодки на рабочее расстояние к диску, тебе потребуется около 20-30 раз сильно и быстро постучать рукой по тормозной ручке — так колодки подводятся на рабочее расстояние. Если используется система с расширительным бачком, подлей туда тормозухи после этой процедуры.
Проверь, не погнут ли диск и не трёт ли он из за этого о колодки. Если диск кривой, подправь его с помощью разводного ключа или специального инструмента. Если пользуешься разводным ключом, не забывай, что даже небольшое усилие сильно гнёт диск.
СОВЕТЫ МЕХАНИКА
» Когда проверяешь правильность установки калипера — смотри, чтобы зазоры между колодками и диском с обеих сторон были одинаковыми. Очень полезно подержать за суппортом кусочек белой бумаги. Тогда зазоры будут гораздо лучше видны.
P.S.: Эта великолепная инструкция рассказывает, как наверняка испортить тормоза HAYES. Она как минимум в двух пунктах противоречит родному HAYES’овскому мануалу, который начинается со слов: «Никогда не...!» А в некоторых моментах граничит с идиотизмом. В общем, тебе решать, кого слушать.
© Mountain Bike №9(17) 2006