Настройка вилок для даунхилла и фрирайда

Настройка подвески бывает похожа на танцы с бубном, особенно когда дело доходит до длинноходных амортизаторов для даунхилла и фрирайда. Однако при наличии определённого навыка, времени и терпения ты сможешь добиться от своей вилки работы, соответствующей твоему вкусу, стилю езды и местности. Мы не ограничились голой теорией в нашей первой из четырёх статьей про настройку подвески...

Время работы: От нескольких минут до нескольких дней, в зависимости от типа аморта и подвески

Стоимость: От 500 до 4000 рублей за комплект пружин

Инструменты: 
 

1. Вилочный насос (если у тебя воздушная вилка)
2. Рулетка
3. Стяжки

Сэг

 

Сэг — это то, насколько продавливается вилка под твоим весом, без тряски по кочкам. Благодаря сэгу, вилка способна повторять контур поверхности с помощью обратного хода (во время распрямления вилки), что помогает плавно проезжать углубления и неровности поверхности. 

Однако добиться «идеального» сэга практически невозможно. Разница в распределении веса байка, будь то из-за геометрии самой рамы или твоих огромных, как у Шварценнегера, рук, очень сильно влияет на сэг или статическое положение вилки. Добиться оптимальной работы вилки можно, если оставить сэг в покое и правильно настроить сжатие пружин или давление воздуха под себя и свой стиль катания. А сэг сам станет на своё место.

Например, у фрирайдеров он обычно должен быть меньше, чем у кантрийщиков и любителей трейловой езды. Это особенно касается тех, кто увлекается экстримом. Частенько во время прыжков с высоких дропов, нужно поставить пружину в самое жёсткое положение, чтобы вилка работала на весь возможный ход во избежание жёсткой пробивки. Поэтому жёсткость пружины зависит от жёсткости твоей езды.

И всё же, по самым грубым подсчётам, когда ты стоишь на педалях в полном боевом снаряжении, немного нависая над рулём (а кто-то держит твой байк), даунхильная вилка должна отдавать около одной трети своего хода под сэг.

Жёсткость пружины/давление воздуха

 

То, насколько мягко или жёстко работает твоя вилка, напрямую зависит от степени сжатия пружины или давления воздуха. Пружинные вилки в стандартной комплектации обычно рассчитаны на райдеров весом 60-70 килограммов, так что, если ты не вписываешься в этот промежуток, то, возможно, придётся менять пружину. Большинство вилок обладают возможностью предварительной нагрузки пружины, но это не всегда делает их более жёсткими. На многих моделях эта крутилка просто поджимает подсевшую со временем пружину.

После катания


Каждый раз после катания замеряй сэг вилки, пока не добьёшься нужного эффекта. Во время катания вилка может два-три раза сработать на весь свой ход. Если это происходит с пробивом, то она настроена слишком мягко. Если же она работает рывками, которые передаются на весь байк, то, возможно, пружина жестковата. Однако многое зависит и от стиля катания. Как правило, более тяжёлым райдерам нужны более жёсткие пружины или более высокое давление воздуха и большая предварительная нагрузка, чем тем, кто весит меньше.

Влияние поверхности


Поверхность оказывает огромное влияние на жёсткость пружины — чем более неровная местность (большие камни, брёвна и проч.), тем жёстче должна быть пружина. То же самое касается и больших дропов. Однако на поверхности с малым или средним уровнем неровности эффективнее более мягкие пружины — так вилка будет лучше «облизывать» препятствия. 

Возможно, придётся пойти на компромисс: прикинь, какой вид катания тебе ближе и настрой пружины под него. В этом плане воздушные вилки отлично справляются с проблемой изменения жёсткости, ведь для того, чтобы сделать их твёрже, особенно для прыжков, достаточно накачать в них побольше воздуха.

Чувство пружины

 

Пружины с прогрессивной жёсткостью отличаются тем, что становятся жёстче по мере хода, это также называется наращиванием жёсткости. Это достигается формой самой пружины — витки более редкие в начале пружины, и более частые в конце. Кстати, эта система часто используется и в амортах, например, в ShockWorx.

Пружина против воздуха 


Пружинные вилки во время активных покатушек обычно работают более плавно, тогда как воздушные, особенно длинноходные, как будто подклинивают и кажутся дубовыми. Низкая эффективность воздушных вилок усиливается вместе с весом райдера, а в даунхилле и фрирайде воздух будет работать хуже пружин по причине своей чрезмерной линейности. К тому же, они дороги в обслуживании и ремонте. С другой стороны, воздушные вилки чувствуют себя как дома под более лёгкими райдерами. И совсем повезло профессионалам, у которых есть целая команда механиков, готовых бороться за каждый сброшенный грамм и выигранную благодаря этому секунду.

Системы против раскачки 

 

Они созданы с целью уменьшения воздействия райдера на работу подвески, при одновременной обработке неровностей поверхности. Самая известная умная платформа — это SPV или Stable Platform Valve от Manitou. В ней благодаря давлению воздуха остаётся закрытым небольшой воздушный клапан внутри масляного демпфера. Когда на систему оказывается низкочастотное давление в виде педалирования (маленькие, медленные удары) или смены положения райдера перед ускорением, SPV остается закрытой, в результате чего вилка кажется жёсткой и неактивной. Как только на её пути встречается высокочастотный удар (быстрый, сильный удар), SPV тут же открывается, позволяя маслу попасть в демпфер, и вилка становится активной, сглаживая неровность.

Система Motion Control


Системы, оснащённые порогом чувствительности, в вилках RockShox, также известны под названием Motion Control или Mission Control. Их действие основано на прокладках, регулирующих уровень масла. Благодаря контролю над количеством масла, которое проходит через прокладку, можно понижать или повышать порог чувствительности платформы, делая её более или менее подверженной движениям райдера во время переноса веса тела и особенно при педалировании. По сути, это аналог SPV, но без воздушного клапана. 

И не забудь о том, что если ты будешь просто нажимать на вилку или аморт сверху вниз, то почувствуешь именно работу антираскачечного демпфера. Вилка или аморт будут казаться намного жёстче и «тупее», чем есть на самом деле.

Это особенно характерно для системы SPV от Manitou. И именно поэтому для того, чтобы понять, как работает вилка, тебе надо проехать на ней хотя бы пару раз по той поверхности, на которой ты будешь её использовать.

Отскок

 

Отскок отвечает за то, насколько быстро вилка возвращается в исходное положение после удара. Если отскок быстрый, то вилка кажется слишком резкой. Так что во время приземления или сильного удара можно даже вылететь из седла. Если же отскок слишком медленный, то вилка будет вести себя вяло и может залипать. Если вилка не успевает вернуться в исходное положение между ударами, то её ход будет постепенно сокращаться, и она осядет.

Круговорот жидкости 


Отскок регулируется масляным демпфером, который обычно находится в правой ноге. Регулировка уровня масла происходит либо с помощью нескольких отверстий в демпфере, портов, или серии прокладок. Таким образом, изменение количества масла, проходящего через прокладки, повышает или понижает демпфирование отскока. Считается, что лучшее средство управления демпфированием вилки, это система прокладок.

Каждому своё


Существует множество различных теорий по поводу управления демпфированием. А всё потому, что нет одного правильного мнения: ведь в конечном итоге скорость отскока зависит от предпочтений самого райдера. Даунхильщик во время скоростного спуска с многочисленными сильными ударами захочет, чтобы вилка работала реактивно и быстро восстанавливалась, возвращаясь в исходное положение между ударами. Однако один сильный необработанный удар может выбить райдера из седла. 

Кто-то другой предпочитает отскок помедленнее — с ним езда становится немного жёстче, зато сглаживаются сильные удары, при этом снижая риск оказаться на земле. С другой стороны, тому, кто увлекается жёстким дроппингом, нужен будет намного более медленный отскок. Его вилка должна съесть всего один, но очень сильный удар, после которого райдер должен удержаться в седле.

Компрессия

 

Компрессия отвечает за то, с какой скоростью вилка сжимается под ударом. Если демпфирование компрессии слишком низкое, то вилка легко опустится на весь ход. Слишком много компрессии делает её дубовой, и она не сможет обрабатывать быстрые и сильные удары. Другими словами, будет подклинивать.

Двухступенчатое демпфирование


Лучшие системы демпфирования обладают двумя или даже тремя ступенями контроля. Двухступенчатая система по-разному обрабатывает быстрые и медленные удары.
В идеале для даунхилла нужно лишь немного низкоскоростной компрессии, чтобы вилка не слишком качалась. Зато высокоскоростной компрессии надо побольше, чтобы вилка успевала справляться с сильными и быстрыми ударами, и при этом не пробивалась. Многие райдеры возмещают неправильно подобранные пружины повышением компрессии, однако это приводит к тому, что вилка начинает клинить и бить в руки.
 

Настройка сэга — предварительная нагрузка (прелоад) и воздушное давление


Во время спокойного катания резко нажми на переднее колесо — обычно хватит небольшого прыжка, чтобы вилка сработала на весь ход. Если у тебя не получается, возможно, вилка слишком жёсткая, поэтому надо поставить пружины помягче или снизить давление воздуха. Если же ты, наоборот, пробиваешь её слишком легко, то стоит поменять пружины на более жёсткие или подкачать воздух.
 

Настройка отскока — использование регулировки


Большинство современных вилок оснащено внешним регулятором отскока. Так, у Marzocchi 888 он находится сверху правой ноги и обозначен буквой «R». На нём также стоят обозначения + (отскок больше) и — (отскок меньше). Другие производители ставят регулятор отскока внизу правой ноги, как, например, красный регулятор у RockShox и синий у Manitou. Для более быстрого отскока надо уменьшить его демпфирование, а для более медленного, наоборот, увеличить.
 

Со всей силы нажми на вилку и отпусти. Если ты успеваешь поднять переднее колесо высоко вверх, прежде чем вилка вернётся в изначальное положение, значит, отскок слишком медленный и его надо уменьшить. Если же вилка как будто отталкивает тебя, и тебе не удаётся поднять переднее колесо, то отскок слишком быстрый. Поэкспериментируй с промежуточными настройками до тех пор, пока не найдёшь оптимальное положение между слишком быстрым и слишком медленным отскоком.
 

Компрессия


На вилке RockShox Воххег регулировка компрессии находится сверху правой ноги. Она опять же помечена буквой «С» с отметками + (больше компрессии) и — (меньше компрессии). Такие вилки, как RockShox Totem, тоже обладают регулировкой компрессии сверху правой ноги: в них она представлена двухступенчатой системой с независимым быстрым и медленным демпфированием.
 

Поставь регулятор компрессии на вилке Воххег в положение +. Это уменьшит раскачивание вилки под действием педалирования или торможения, хотя слишком много компрессии сделает вилку дубовой. Единственный способ опробовать быстрое демпфирование, это прокатиться по хорошо знакомой трассе и по ходу покрутить регулятором. Скорее всего, подходящая настройка окажется на пару щелчков или на пол оборота от среднего значения. Но, как всегда, всё зависит от личных предпочтений.
 

Быстрая/медленная компрессия


Настройка быстрой и медленной компрессии на вилке типа RockShox Totem с двойной системой демпфирования может стать сложной задачей. Скоростная компрессия (внешняя синяя регулировка) управляет обработкой быстрых и сильных ударов и должна быть настроена таким образом, чтобы вилка не пробивалась, и вместе с тем не дубела. Медленная компрессия (внутренний серебряный регулятор) отвечает за раскачку и обработку мелких неровностей.
 

Платформы


Разные платформы, такие, как Manitou SPV, нужно настраивать под себя. С помощью воздушного насоса высокого давления накачай воздух в камеру SPV от 50 до 60 psi. С длинноходными вилками эта система работает лучше при давлении пониже, около 40 psi. Однако, если слишком сильно снизить давление, то можно повредить систему и потерять управление отскоком и компрессией.
 

Порог


Порог (чувствительности) на вилке Totem настраивается в верхней крышке с помощью 2,5 мм шестигранника. Сначала нужно задействовать платформу, нажав на серебряный регулятор быстрого сжатия и повернув его на 90 градусов вправо (против часовой стрелки) до щелчка.
 

Затем можно снять регулятор отскока и с его помощью настроить «затвор» или порог системы Motion Control. Идеальной настройкой считается, когда вилка не раскачивается под действием райдера, но при этом продолжает поглощать и большие, и мелкие удары. Так что, если забудешь выключить эту систему в начале спуска, она не помешает тебе доехать до конца.

Советы механика:


Ознакомься с инструкцией к вилке. Мы настоятельно это советуем, ведь часто там указаны рекомендованные для твоего веса пружины и давление воздуха.
Помой свой байк — с ним будет намного легче (и приятнее) работать.
Если надеть на ногу вилки колечко или стяжку, то будет очень просто определить, работает ли она в полный ход, и правильно настроить сэг.
Настройки и обслуживание одинаковы у большинства вилок. Легче всего чему-то научиться можно с помощью головы на плечах и экспериментов.
Попробуй каждую регулировку в крайних положениях и посмотри, как они работают.

© Mountain Bike №4(22) 2007




Опубликована: 24.11.2013
Просмотров 9272


Оценка(8)
Оценить статью:  

Комментарии

Гости не могут добавлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.