Настройка заднего амортизатора для фрирайда и даунхилла

Благодаря правильно настроенному заднему амортизатору любой байк будет вести себя живо и отзывчиво, зато плохо настроенный амортизатор сделает его дохлым и деревянным. Далее, во второй статье из серии про настройку подвески (первую статью про настройку вилки читайте здесь), мы покажем тебе, как настроить амортизатор таким образом, чтобы он работал на все 100% и вдохновлял тебя на всё более быструю и активную езду.

Время работы: Около часа 

Стоимость: От 500 до 1500 рублей за стальную пружину и от 3000 до 5000 за титановую. От 600 до 3000 рублей за насос высокого давления в случае с воздушным амортом.

Инструменты:
 

Инструкция к амортизатору 
Рулетка
Насос высокого давления 
3- и 4-миллиметровые шестигранники

Сэг

 

Сэг — это то, насколько сжимается амортизатор под твоим статическим весом без воздействия других сил извне. Благодаря ему задняя подвеска способна обрабатывать неровности с помощью обратного хода (во время распрямления амортизатора) и плавно проезжать по всем углублениям и неровностям трассы.

В качестве примерной величины сэга для даунхилла, пружина должна отдавать около 33 процентов общего свободного хода штока при условии, что ты стоишь на педалях, в готовой к старту стойке и в полной боевой экипировке.

Те, кто умеют ездить технично, могут позволить себе больше сэга. У некоторых профессионалов сэг составляет до 40 процентов хода, тогда как у других райдеров он может быть равен всего 20-25 процентам. Попробуй разные настройки и найди то положение, в котором ты чувствуешь себя на байке более уверенно или быстрее едешь. 

В целом, маленький сэг может показаться жестковатым, зато более удобным для педалирования, а большой сэг будет мягким, но лучше будет поглощать удары. Если ты дропаешь с большой высоты, то лучше поставить самую жёсткую настройку, чтобы подвеска могла сработать почти на весь ход, при этом избежав жёсткого пробива. Степень жёсткости пружины зависит от твоей безбашенности и веса.

РАСЧЁТ СЭГА

Как всё посчитать

Расчёты при определении правильного сэга перед установкой пружинного амортизатора длинной 222 мм от одного крепления до другого должны выглядеть таким образом:

Общий ход амортизатора /желаемый процент сэга = сэг
222 мм/22% (222/100=2.22)
(2.22x22=48.84 мм)

Поэтому в данном случае надо стремиться к сэгу в 48.84 мм

Чтобы определить сэг в процентах, нужно разделить 222 на 100, получится 2.22. Затем разделить величину сэга на 2.22. Таким образом, 48.84/2.22=22

Это значит, что твой сэг составляет 22 процента. Теперь, если твой мозг ещё жив, можно отрегулировать жёсткость пружины, чтобы добиться сэга нужной величины.

Жёсткость пружины/давление воздуха

 

То, насколько трудно продавить заднюю подвеску, зависит от жёсткости пружины или от давления воздуха заднего амортизатора. Очень важно правильно настроить жёсткость под вес райдера — начать лучше всего с настроек, рекомендованных производителем амортизатора. Кроме того, можно воспользоваться калькулятором жёсткости на сайтах (например, www.mojo.co.uk или www.tftunedshox.com/springcalc.htm)

Изначально твой байк будет настроен под среднего райдера. Если же ты выходишь за рамки средних 60-80 килограмм, то, возможно, стоит поменять пружину. Большинство амортизаторов обладают функцией предварительной нагрузки пружины, однако это сделает амортизатор лишь немного жёстче. Ведь цель этой функции состоит в том, чтобы убрать лишний свободный ход, который образуется со временем после многочисленных нажатий, и дать хозяину возможность тонкой настройки. Не крути кольцо регулировки больше, чем на пять оборотов от выкрученного положения.

Ландшафт решает всё

Местность, по которой ты катаешься, будет оказывать основное влияние на проблему подбора жёсткости пружины: там, где нужно больше вкручивать, потребуется более жёсткая пружина. Это также относится и к большим дропам. Однако местность с множеством мелких и средних кочек потребует более мягкой настройки. 

Подумай о том, где ты катаешься больше всего и выстави соответствующие настройки. Если ты любишь кривые съезжалки с множеством каменистых дропов, то рассчитывай на более жёсткие удары. Благодаря воздушным амортизаторам изменить жёсткость стало проще простого, ведь совсем не сложно подкачать воздуха, чтобы аморт стал жёстче, особенно это касается прыжковых дисциплин. 

Однако воздушные амортизаторы склонны к залипанию и заклиниванию (stuck down) за счёт особенностей конструкции, поэтому они могут не подойти для дисциплин, в которых требуется большой свободный ход и слишком жёсткие нагрузки.

Чувство пружины

 

Линейное сжатие отличается постоянной степенью сжатия и не становится жёстче (не наращивает жёсткость) к концу своего хода. Это проявляется тогда, когда амортизатор слишком рано срабатывает на весь ход или просаживается при торможении. Явление это относительно распространено среди амортизаторов с большим ходом. Прогрессивное сжатие — это сжатие, которое увеличивается по мере прохождения свободного хода.

Пружинные амортизаторы обычно кажутся более мягкими (плюшевыми) и обеспечивают более активную езду, тогда как воздушные амортизаторы, особенно длинноходные, часто ведут себя отрывисто и не чувствительно. Эффективность воздушного амортизатора понижается с увеличением веса райдера. А в дисциплинах, требующих большого свободного хода, воздух вообще не сравним с пружиной, по той причине, что он ведёт себя слишком линейно и дорого обходится в обслуживании.

Умные платформы/клапаны

 

Они созданы с целью уменьшения воздействия райдера на работу подвески, при одновременной обработке неровностей поверхности. Одна из самых известных умных платформ находится в амортизаторе Progressive 5th Element. В нем благодаря давлению воздуха остаётся закрытым небольшой воздушный клапан (Контрольный Клапан или С), расположенный внутри масляного демпфера. Когда на систему оказывается низкочастотное давление в виде педалирования или райдер встает из седла перед ускорением, контрольный клапан остаётся закрытым, в результате чего амортизатор кажется жёстким и неактивным. Но как только на его пути встречается высокочастотный удар, клапан тут же открывается, позволяя маслу попасть в демпфер. Эта система еще известна как SPV (клапан стабильной платформы).

ProPedal

Самой распространённой пороговой (имеется в виду порог срабатывания) системой является ProPedal, которая используется в амортизаторах Fox DHX.

Её действие основано на прокладках, регулирующих уровень масла. Благодаря контролю над количеством масла, которое проходит через прокладку, можно настраивать порог чувствительности платформы, делая её более или менее подверженной движениям райдера во время переноса веса тела. Повышение или понижение давления воздуха в камере повлияет на жёсткость амортизатора — это становится возможным благодаря давлению на внутренний клапан. Более точной настройки можно добиться с помощью изменения уровня масла регулировкой ProPedal. У RockShox эта система называется Flood Gate.

Отскок

 

Отскок отвечает за то, насколько быстро заднее колесо возвращается в исходное положение после удара. Если отскок быстрый, то амортизатор кажется слишком резким, как простая пружина.
Так что во время приземления или сильного удара можно даже вылететь из седла. Если же отскок слишком медленный, то амортизатор будет вести себя вяло и может залипать. Если он не успевает вернуться в исходное положение между ударами, то его ход будет постепенно сокращаться, и он осядет.

Настройка отскока

Отскок настраивается регулятором, который обычно расположен со стороны штока, а не со стороны камеры. Как правило, регулятор бывает красного цвета, как у амортизатора 5th Element и Fox, или синего цвета, как у Manitou.

Этот регулятор контролирует серию прокладок, с помощью которых можно изменять количество проходящего масла, повышая или понижая демпфирование отскока. Может также использоваться игла, регулирующая размер дырки, через которую протекает масло. Считается, что лучшее средство управления демпфированием амортизатора, это регулировка уровня масла в прокладках.

Существует множество различных теорий по поводу уровня отскока, а всё потому, что нет одного правильного мнения: ведь в конечном итоге скорость отскока зависит от предпочтений самого райдера и дисциплины. 

Так, даунхильщик во время скоростного спуска с многочисленными сильными ударами захочет, чтобы амортизатор работал реактивно и быстро восстанавливался, возвращаясь в исходное положение между ударами. Однако один сильный незамеченный удар может выбить райдера из седла. Кто-то другой предпочитает отскок помедленнее — с ним езда становится немного жёстче, зато сглаживаются сильные удары, при этом снижая риск оказаться на земле. С другой стороны, тому, кто много дропает, нужен будет намного более медленный отскок, так как его амортизатору предстоит поглотить всего один, зато очень сильный удар, после которого райдер должен удержаться в седле.

Компрессия

 

Компрессия отвечает за то, с какой скоростью амортизатор сжимается под ударом или реагирует на неровности. Если демпфирование компрессии слишком низкое, то задняя часть байка легко прожмётся на весь ход. Слишком много компрессии сделает амортизатор дубовым, и он не сможет срабатывать на весь ход во время быстрых и сильных ударов. Другими словами, будет подклинивать.

Лучшие системы демпфирования обладают двумя ступенями контроля. Двухступенчатая система по-разному обрабатывает быстрые и медленные удары. В идеале нужно немного низкоскоростной компрессии, чтобы амортизатор успевал справляться с сильными и быстрыми ударами и при этом не качался. При этом высокоскоростную компрессию стоит закрутить почти до конца, обеспечив прогрессивную работу амортизатора. Многие райдеры возмещают неправильно настроенную жёсткость амортизатора повышением компрессии, однако это приводит к тому, что аморт начинает подклинивать (забиваться) и удары начинают передаваться на раму, что крайне негативно сказывается на езде.
 

Настройка сэга — предварительная нагрузка и давление воздуха


Измерь полностью распрямлённый амортизатор (в свободном положении). Сэг в пружинном амортизаторе измеряется от крепления штока до сальника корпуса. В воздушном амортизаторе измеряется длина стержня от уплотнительного кольца. Сядь на свой байк в полном снаряжении, ноги не должны касаться пола, и надави на амортизатор так, чтобы он сам распрямился и вернулся в исходное положение. Попроси своего друга снова измерить длину амортизатора в прожатом положении. Если вычесть вторую цифру из первой, то получится сэг.
 

Прочитай колонку про расчёт сэга, чтобы научиться настраивать идеальный сэг. Если нужно, сделай пружину жёстче (или подкачай воздушный амортизатор) или поверни регулировку предварительной нагрузки против часовой стрелки, чтобы сделать сэг поменьше. Если же нужно увеличить сэг, то ослабь пружины (или страви воздух) или поверни регулятор предварительной нагрузки по часовой стрелке. Однако, если нужно повернуть регулятор больше, чем на три полных оборота в любую сторону, это значит, что тебе нужна более жёсткая или мягкая пружина.
 

Настройка отскока


Регулятор отскока может быть промаркирован знаками «+» и «—». Поворот рычага по часовой стрелке в сторону знака увеличит (и замедлит) демпфирование отскока, а поворот рычага в сторону знака уменьшит (и ускорит) его. Таким образом, ты сможешь выставить нужную тебе скорость отскока, в зависимости от трассы, по которой ты едешь, а также в зависимости от стиля и техники езды. Слишком медленный отскок может негативно повлиять на качество работы амортизатора. Он начнет «тупить». Не забывай об этом. Помни...
 

Чтобы проверить отскок, нажми на седло и отпусти его. Если ты успеваешь поднять заднее колесо достаточно высоко вверх, прежде чем амортизатор вернётся в исходное положение, значит, отскока слишком много (он слишком медленный). Если же ты чувствуешь, как байк тебя отталкивает, и ты не успеваешь поднять вверх заднее колесо, то отскока не хватает (он слишком быстрый). Попробуй разные настройки, пока не найдёшь золотую середину. Если сомневаешься, то лучше сделать отскок помедленнее, чтобы не вылететь из седла.
 

Настройка компрессии


На амортизаторе 5th Element настройка компрессии происходит с помощью двух голубых регуляторов сверху камеры: один из них контролирует медленную компрессию (в начале хода), а другой быструю (в конце хода). Неплохо начать с полностью отпущенных регуляторов. Однако эти регуляторы предназначены только для точной настройки и должны использоваться после того, как всё остальное будет настроено.
 

Компрессия амортизатора Fox DHX напрямую зависит от давления воздуха. Больше воздуха повысит уровень компрессии. Благодаря специальному клапану, DHX определяет состояние системы: по мере сжатия амортизатора, повышается внутреннее воздушное давление, которое в свою очередь усиливает эффект демпфирования компрессии. Компрессию нужно настраивать прямо на трассе. Среднее давление амортизатора Fox DHX должно составлять 130-150 psi, плюс 10-15 psi, которые сделают его более жёстким, а минус 10-15 psi более мягким.
 

Платформенный демпфер


Стабильная платформа в амортизаторе 5th Element связана с давлением воздуха в камере. Начать можно со 60 psi. Если быстро присоединить насос к камере, то манометр может показать всего 30 psi. Это происходит потому, что часть воздуха из камеры оказывается в шланге и давление падает. Для более удобного вкручивания надо добавить воздуха. А для лучшей чувствительности к слабым ударам, стравить его.
 

Стабильная платформа амортизатора Fox DHX контролируется и давлением воздуха, и синим регулятором сверху камеры. Как и у «Пятого элемента», чем больше воздуха, тем более стабильна платформа. Кроме того, повернув регулятор платформы в сторону знака, можно повысить устойчивость к педалированию.
 

Система антипробоя


И на DHX, и на 5th Element можно изменять объём воздуха в воздушном отсеке камеры. Уменьшение объёма воздуха повысит сопротивление амортизатора к пробиванию. Для начала лучше повернуть регулятор по часовой стрелке до самого конца (без чрезмерных усилий), а затем обратно против часовой на один полный оборот.

Советы механика...


Ознакомься с инструкцией к своему амортизатору. Там должны быть указаны рекомендованные для твоего веса пружины и давление воздуха. Вымой свой байк — ему это понравится, и он тебя полюбит.
Не торопись и настраивай всё по очереди.
Попробуй каждую регулировку в крайних положениях и посмотри, как они работают.
Записывай сделанные изменения и выставленное давление.
Длину амортизатора измеряют от центра одного крепления до центра другого.
Не превышай максимального давления и не оставляй амортизатор недокачанным.
Когда будешь читать эти указания, начни с начала и иди по порядку, ничего не пропуская.

© Mountain Bike №5(23) 2007






Опубликована: 01.12.2013
Просмотров 19036


Оценка(13)
Оценить статью:  

Комментарии

Гости не могут добавлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.