Всё про колёса 29 дюймов

Текст: Стив Уорланд 
Фото: Джонни Гьюлер

Растущий спрос на байки с колёсами 29 дюймов подразумевает, что это не просто мимолётная причуда. Мы выяснили, чем большие колёса могут быть полезны...

Размер колеса всегда оказывал на нас гипнотическое действие: 20,24,26,28, а теперь и 29 дюймов — это разные ветви эволюции байка. Каждый размер нужен для своего стиля езды и достижения максимума комфорта в той или иной ситуации. 

На заре МТБ в основном существовали шоссейные велосипеды с тонюсенькими трубками-сликами, а также редкие на тот момент байки с колесами 26 дюймов и «злой», толстой резиной. 

Сейчас и для горных велосипедов появились покрышки большего размера и амортизационные вилки для больших колёс, а значит, появилась альтернатива 26-дюймовому стандарту. Странно, что байки с большими колёсами пока не так популярны, ведь это самое разумное решение для многих райдеров, хоть и не для всех...
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗМЕРА

По мере того, как мы становимся выше, растёт и идеальный размер колеса для нас. Некоторые райдеры не испытывают нужды в больших колёсах, им хватает и ВМХ. Некоторые останавливаются на 24-дюймовых колёсах прыжкового байка, но большинство из нас выбрали 26 дюймов и классический маунтинбайк. 

Намотай себе на ус, что все перечисленные размеры — формальные, то есть не точные, и относятся к размеру обода.

А ведь, например, диаметр 24-го колеса на высоком ободе и покрышке типа культовой Nokian Gazzalodi примерно равен наружному диаметру колеса 26 дюймов с кросс-кантрийным тиком на 1,6 дюйма. 

До становления теперешних стандартов шоссейные велосипеды были с 27-дюймовыми колёсами, а позже этот размер увеличился до 700 мм. И только потом подоспели маунтинбайки и пляжные круизеры с колесами 26 дюймов.

Довольно долго сохранялся статус-кво с 26 дюймами (660 мм) для МТБ и 700 мм для шоссе, потому что лишь немногие производители пытались найти альтернативу. Первые байки с большими колёсами начал делать Гари Фишер и ещё несколько фирм, выпускающих велосипеды на заказ. Такие байки отнесли к категории 29-х, но на самом деле обода были такими же, как у шоссейников, — 700 мм (правда шире и прочнее). 29 дюймов — это был диаметр колеса плюс усреднённая покрышка.
 

ЧЕМ БОЛЬШЕ, ТЕМ ЛУЧШЕ?

Никто не спорит, что ребёнку нужны колёса меньшего размера, чем взрослому. Но взрослые тоже бывают самого разного роста. Размеры рам маунтинбайков находятся в пределах от 12 до 24 дюймов, но почему тогда колёса практически не отличаются? Может быть, для некоторых райдеров имеет смысл использовать колёса большего или меньшего размера, чем стандартные 26-е? Оказывается, не всё так просто.

Во-первых, размер колеса ограничивает размер рамы. Во-вторых, нельзя нарушать просвет колёс и характеристики рамы. В-третьих, никому не захочется задевать носком за колесо, а также никому не понравится отсутствие грязевого просвета или повадок атомного ледокола у байка. 

Но все «за» и «против» в обсуждении больших и маленьких колёс зависят, прежде всего, от твоих приоритетов в езде. Для высоких райдеров в крупных колёсах больше — плюсов, а для маленьких райдеров — более очевидны их минусы.

Высоким райдерам на больших рамах помогают крупные колёса, а коротким райдерам на маленьких рамах будут в самый раз колёса меньшего размера. Большие колёса лучше катят по ухабам, чем маленькие (попробуй проехать на ВМХ по жёсткой трассе). 

Получается, что заявление «большие колеса лучше» имеет смысл. Чем ты крупнее, как по весу, так и по росту, тем больше преимуществ ты получишь от больших колёс. Подумай об этом с точки зрения центра тяжести байка — у больших райдеров центр тяжести выше, чем у маленьких райдеров, так что у них есть тенденция к меньшей устойчивости. 

Вдобавок, большие колёса обладают более гладкой ездой, так как колесо с большей длиной окружности катит по ухабам лучше, чем колесо с меньшей длиной окружности. Кроме того, у покрышки — лучше сцепление, поскольку больше площадь точки соприкосновения с трассой. 

Также центр каретки на раме для 29-дюймовых колёс находится ниже линии центров колёс, что ещё занижает посадку райдера по сравнению с рамой под 26-дюймовые колёса. Это отличные новости для высоких и тяжёлых райдеров, а также для всех тех, кому устойчивость на скорости кажется важнее живой управляемости.
 

ВЕС И УСТОЙЧИВОСТЬ

Теперь о самом главном — весе. Более крупным колёсам требуется больше материала, как следствие — они тяжелее, поэтому требуют большего усилия для ускорения. Энергия, которая теряется при ускорении, в принципе сопоставима с энергией, которая экономится за счёт наката. Ситуация становится критичной при длительных заездах и особенно на динамичных скоростных участках. Также, из-за ограниченного ассортимента компонентов, выбор легковесных вариантов невелик. Но может ли излишек веса быть уравновешен другими преимуществами?

Наряду с большим комфортом, другим заметным аргументом «за» 29-е колёса является их несколько лучшее сцепление, особенно заметное на больших, скоростных поворотах и сыпучих подъёмах; это обусловлено большей площадью контакта с трассой. 

Из-за лучшего сцепления и комфорта ты можешь позволить себе расслабиться на байке и сконцентрироваться на кручении педалей, а следовательно, поддерживать скорость. 

Давай назовем всё это возросшей стабильностью — ухабы, откосы и выбоины доставляют меньше проблем. Просто считай, что 29-е обладают более сглаженным ритмом прохождения жёсткой трассы, чем 26-е. Вдобавок это может помочь при недостатке навыков езды.

А чем же приходится расплачиваться за эту возросшую стабильность? На узких, техничных трассах многие райдеры предпочитают более отзывчивое руление 26-х колёс. Меньшие колёса, более низкий вес и более компактная геометрия обеспечивают более живую езду. 

Но отзывчивые и маневренные 26-е не сохраняют свою скорость так же, как 29-е. На быстрых синглтреках 29-е лучше пролетают через ухабы и повороты, так что разгон до нужных скоростей не является большой проблемой, если, конечно, ты не гонщик, который выжимает максимум из каждого сантиметра.
 

НЕМНОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ

Конструкция рамы велосипеда основана на размере его колёс, и колёса большего размера создают некоторые проблемы. Хотя 26-дюймовые колёса гармоничны в смысле дизайна, нет никаких доводов за то, что это — единственный вариант. 

Установка больших колёс требует использования более длинной вилки и более длинных нижних перьев, что ведёт к увеличению веса. Часто в 29-х колёсах используется длинная колёсная база (расстояние между двумя точками касания земли покрышками), что увеличивает стабильность, но иногда это происходит и за счёт живости управления. 

В теории, 29-е лучше всего подходят для более высоких райдеров — от 178 см и выше. Искусные инженеры подстраивают геометрию рамы и вылет вилки так, чтобы размер колеса не сказывался на общей управляемости; однако некоторые производители делают вилки для 29-х колёс просто как удлиненные варианты для 26-х. Не самое лучшее решение. Контора On-One спроектировала свою 29-ю вилку с увеличенным вылетом, плюс рулевой угол стал круче на два градуса.

Также должна быть скорректирована высота каретки, потому что если просто поставить большие колёса, то центр каретки поднимется так, что центр тяжести станет слишком высоким. 

Кроме того, байки с большими колёсами часто делают с короткими рулевыми стаканами и более низкими выносами, чтобы подогнать их под длинные вилки.

Размер колеса сказывается и на соотношении передач на байке, поскольку большое колесо проезжает дальше за один поворот педалей. Использование звёздочек на 32 спереди и на 16 зубьев сзади на 26-м байке аналогично варианту 32 на 18 зубьев для 29-го байка. Как видишь, установкой больших колёс ты не ограничишься.

И ещё, последнее, но не менее важное — есть сильный аргумент в пользу 29-дюймовых колёс: их более комфортная езда означает меньшую потребность в подвеске. Более толстые покрышки и более длинные вилки добавляют амортизации. Мы знаем много любителей байков с пружинками, которые гоняют на 29-х с жёсткими вилками, что уже позволяет не экономить вес в других местах. 

Полагаем, аргументы «за» и «против» будут находиться вновь и вновь. Всё зависит от направленности байков. Недостаткам лишнего веса противопоставляются преимущества в одних случаях, но в других этого не происходит. Одно можно утверждать определённо — высокие райдеры, с более высоким центром тяжести, могут извлечь больше выгоды от 29-х.

ДЛИННЫЙ И КОРОТКИЙ

Потребности в 29-х колёсах растут, и они становятся доступным вариантом для многих райдеров. Взвесим все «за» и «против».

Стабильность

Так широко разрекламированные преимущества стабильности байков с большими колёсами частично основаны на увеличенном пятне контакта и гладкому прохождению по ухабам и выбоинам. В некоторых случаях также помогает удлинённая колёсная база. 
 

Труднее понять тот факт, что стабильность увеличивается ещё и за счёт того, что колёса поднимают раму дальше от трассы. На первый взгляд, это обстоятельство, наоборот, должно уменьшить стабильность; однако давай разберёмся. 
 

Высота каретки часто будет ниже высоты осей колёс (втулок) на 29-х. На 26-х с удлиненной вилкой ось каретки располагается практически на одном уровне с осями колёс (при высоте каретки в 13 дюймов). Но 29-е колесо с кареткой высотой 13 дюймов делает посадку райдера ниже по отношению к колёсам. Получается, что центр тяжести райдера находится ниже, и это отличное решение для высоких райдеров.

Доступность комплектующих
 

Всё больше и больше производителей ободов и покрышек делают модели для 29-х колёс. Их выбор меньше, по сравнению с 26-ми, но всё не так плохо. И имей в виду, что многие накатистые шоссейные покрышки подходят к ободам для 29-х. 
 

Смешно, но труднее всего отыскать в магазинах камеры для 29-дюймовых колёс большого объёма, возможно, тебе придется их заказывать в забугорных магазинах, или делать как мы — переделывать под бескамерное использование при помощи специальных наборов.
 

До недавних пор главным препятствием для многих райдеров и производителей был выбор вилок. Многие изготовители рам с 29-ми колёсами (как Surly и On-One) делают недорогие жёсткие вилки под свои рамы, а карбоновая вилка Расе 29 вообще привлекла всеобщее внимание. Наша любимая из доступных вилок — это RockShox Reba под 29, Marzocchi MX Comp — тоже вполне ничего, да и у конторы White Brothers появилась новая вилка под 29. И этот список быстро расширяется.

Несколько слов о подвеске

Добавь подвеску — и преимущества 29-х над 26-ми уменьшатся, но только чуть-чуть. У больших колёс меньше места для движения под рамой двухподвеса или длинноходной вилкой, так что рама/вилка делаются длиннее, чтобы вместить колёса. Это влечёт за собой дополнительный вес и изгиб, что существенно для райдеров, которые ищут более лёгкие и эффективные байки. Это также влечёт, но в меньшей степени, более высокое положение руля/выноса на 29-х, которое подойдёт не каждому.

Наиболее убедительный аргумент в пользу 29-х — предназначенность для высоких райдеров, которые получат больше выгоды, чем коротышки.

Ходят разговоры о создании 29-х байков для даунхилла, в плане преимущества последних в накате.
Но всё, что было сделано до сих пор, говорит нам, что 29-е лучше всего работают с короткоходной подвеской.



© Mountain Bike №8(26) 2007



Опубликована: 13.03.2014
Просмотров 8099


Оценка(9)
Оценить статью:  

Комментарии

Гости не могут добавлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.