Настройка кантрийной воздушной вилки

В подавляющем большинстве кросс-кантрийных вилок используется воздушная пружина, в основном из-за их преимущества в весе по сравнению с пружинно/масляными версиями. Как и в настройке даунхильной подвески, существуют разные подходы к тому, как лучше всего настроить подвеску для кросс-кантри. Ключевыми моментами здесь является эффективность наряду с нужными характеристиками.

Время работы: Около часа 
Деньги: Ничего
 

Инструменты:

1. Насос для вилки 
2. Рулетка
3. Хомут
4. Инструкция к вилке (не показана)
 

Сэг (проседание)

Для жесткой кросс-кантрийной езды по гладким трассам тебе в качестве сэга должно хватить 20-25% от рабочего хода вилки. Довольно часто вилка может не использовать полный заявленный ход, особенно это касается воздушек. Проверь реальный ход при помощи хомута, установленного на ноге вилки, уменьши давление воздуха и сжимай вилку до тех пор, пока она не «пробьётся». Затем накачай вилку вновь и измерь расстояние от пыльника вилки до этого колечка.
 

Давление воздуха

То, насколько тверда или мягка твоя вилка, напрямую зависит от давления воздуха в ней. Чтобы сделать её жёстче для кросс-кантрийных гонок, просто подкачай воздух. В идеале твоя вилка должна за поездку срабатывать на полный ход два или три раза. Если она пробивается чаще, то вилка слишком мягкая. Если она чувствуется резкой, значит слишком жёсткая. Более тяжёлым райдерам обычно требуется более высокое давление и больше демпфирования сжатия, чем их тощим товарищам. Также для вкручивания по укатанной трассе давление потребуется больше, а для трассы с повторяющимися маленькими и средними ухабами — меньше.
 

Чувство пружины

Работа пружины считается линейной, если у пружины постоянная жёсткость, и она не становится жёстче (или резко блокируется) ближе к концу своего хода. Это может проявляться, когда вилка легко срабатывает на полный ход или ныряет при торможении. Линейность работы подходит для гладких, предсказуемых трасс. Работа пружины считается прогрессивной, если пружина становится жёстче при сжатии на всём протяжении доступного хода, и обычно это подходит для более агрессивных трасс и стилей езды.
 

Умные платформы/пороги срабатывания

Всё это придумано для ослабления эффектов, которые оказывает райдер на подвеску, особенно при педалировании, но при этом сохраняется возможность «сглатывания» ударов. Для эффективной кросс-кантрийной езды все эти ухищрения особенно полезны на длинных подъёмах и на гладких, быстрых трассах. На рынке существует многообразие платформ и систем с пороговым срабатыванием. Самые широко известные системы умных платформ: Manitou SPV (SPV — сокращение от англ. — клапан стабильной платформы). Пороговая система от RockShox известна под именем Motion Control, подробнее о ней смотри здесь.
 

Отскок

Отскок контролирует скорость, с которой твоя вилка разжимается после сжатия от удара. Когда отскок быстрый, вилка чувствуется чересчур пружинистой, как «Кузнечик» для прыжков. Если у тебя слишком медленный отскок, вилка не сможет достаточно быстро разжаться на весь ход между ударами, и её ход постепенно станет короче (ещё это называется забиванием вилки).

Более быстрые отскоки позволяют вилке быстрее приходить в себя или разжиматься между ударами на быстрых, ухабистых трассах. Однако неожиданный сильный удар может выбить тебя из седла. Некоторым нравится медленный отскок — езда немного жёстче, но большие удары проглатываются.
 

Компрессия

Компрессия контролирует скорость, с которой твоя вилка сжимается или реагирует на удар. Когда у тебя слишком мало демпфирования компрессии, твоя вилка легко срабатывает на весь ход, например, при жёстком торможении.

Перебор с демпфированием компрессии, и твоя вилка будет ощущаться жёсткой и не будет срабатывать на весь ход при больших, частых ударах (ещё это называют заклиниванием). Самые лучшие системы демпфирования обладают двухступенчатой или даже трёхступенчатой регулировкой демпфирования. Двухступенчатая система раздельно контролирует высоко- и низкоскоростные удары.
 

Настройка сэга — давление воздуха

Аккуратно катись на байке и жёстко надави на переднюю часть. Также небольшой прыжок может дать достаточно силы, чтобы вилка сработала на полный ход. Если ты не можешь этого добиться, то, возможно, твоя вилка слишком жёсткая, и тебе, вероятно, потребуется уменьшить давление воздуха. Если ты можешь легко её пробить, то увеличение давления воздуха решит эту проблему.
 

Настройка отскока — регулировочные головки

На большинстве современных вилок есть легко доступная регулировка отскока. Большинство производителей предпочитают её размещать внизу правой «штанины» вилки, у RockShox крутилка красного цвета, а у Manitou — синего. У Fox регулятор отскока (красный) находится наверху правой ноги. Для более быстрого отскока демпфирование выставляем меньше (поворот против часовой стрелки), а для более медленного отскока — большее (поворот по часовой стрелке).
 

Надави на вилку всем своим весом и дай ей разжаться. Если ты можешь высоко оторвать переднее колесо от земли до того, как вилка разожмётся, то у неё слишком большое демпфирование отскока (слишком медленное). Если ты чувствуешь, что вилка пытается оттолкнуть тебя, и ты не можешь оторвать колесо от пола, отскок слишком быстрый. Экспериментируй с установками между этими крайностями до тех пор, пока не найдёшь золотую середину между слишком быстрым и слишком медленным отскоком.
 

Компрессия

У большинства современных кросс-кантрийных вилок регулятор компрессии расположен наверху правой ноги. Вновь, как и с регулировкой отскока, уменьшение компрессии производится поворотом регулятора против часовой стрелки, увеличение — поворотом по часовой стрелке.
 

Поворот регулировки компрессии по часовой уменьшит движение вилки при педалировании или торможении, хотя слишком большое демпфирование компрессии может вызвать заклинивание вилки. Единственный способ протестировать гидравлический контур, отвечающий за высокоскоростную компрессию — это гонять по хорошо известной трассе и регулировать настройку медленно и пошагово. Вероятно, ты найдёшь свою идеальную настройку в паре щелчков или в полобороте от среднего положения.
 

Платформенные системы

Системы платформенного демпфирования, такие, как Manitou SPV, тоже устанавливаются под индивидуальные предпочтения. При помощи вилочного насоса увеличь давление в камере SPV до 150 psi (10,3 атмосферы). Обычно эта система лучше глотает удары при установке значения низкого давления около 40 psi (2,8 атмосферы). Однако, если тебе нравится, чтобы твоя вилка была очень жёсткой и глотала только большие выбоины и камни, то подкачивай до тех пор, пока не добьёшься нужной жёсткой настройки.
 

Порог срабатывания

Порог срабатывания на вилке RockShox Revelation регулируется золотистой крутилкой на верхней крышке. Сначала тебе потребуется включить платформу на вилке поворотом синего регулятора в положение замка. Теперь ты можешь регулировать клапан «gate» или порог системы Motion Control. Идеалом является настройка, при которой вилка не реагирует на силы райдера, но при этом всё ещё может глотать сильные удары.

Советы механика:

Прочти инструкцию к вилке. В ней должна быть информация о жёсткости пружин и значении давления для твоего веса. 
Вымой свой байк — тебе будет намного удобнее работать с ним.
Не спеши и изменяй за один раз только одну регулировку.
Посмотри работу каждой регулировки в крайних положениях.
Записывай, какие регулировки ты менял, и какое давление использовал. Когда измеряешь длину амортера, меряй от центра самой высокой проушины до центра нижней.
Не превышай максимальных давлений или накачивания амортера меньше нижнего порога, а то ты его сломаешь.
Когда будешь выполнять указания этой статьи, начинай сверху и выполняй в том порядке, как они написаны. Если ты не сделаешь этого, Ктулху придет и заберёт тебя...



© Mountain Bike №6(24) 2007



Опубликована: 17.03.2014
Просмотров 13606


Оценка(9)
Оценить статью:  

Комментарии

Гости не могут добавлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.