Настройка переднего и заднего переключателей

Передачи и регулировочные болты, ограничители и чейнлайн — всё это порой становится предметом байкерской паранойи и начинает внушать ужас. Однако настройка трансмиссии на хорошую работу и её поддержание в хорошем состоянии вовсе не относится к разряду волшебства. Тут всё дело в практических знаниях, терпении, методичности и достаточной смелости, чтобы выпачкать руки. Мы тебе покажем, как...

Время работы: от 10 до 30 минут 
Деньги: Ничего, кроме твоих инструментов и «прямых рук»
 

Инструменты:

1. 3- и 5-миллиметровый шестигранники
2. Плоскогубцы или тиски
3. Выжимка цепи
4. Крестовая отвёртка (не показана)
 

Если передний и задний переключатели установлены без цепи, то с помощью крестовой отвёртки можно предварительно выставить положения регулировочных болтов повышенной (Н) и пониженной (L) передач. Если у тебя передний переключатель с верхней тягой, то ограничитель пониженной передачи находится с внутренней стороны и управляет движением переключателя влево. Соответственно ограничитель повышенной передачи находится справа и управляет движением переключателя вправо. У переключателя с нижней тягой всё наоборот.
 

Выставь ограничитель L таким образом, чтобы внутренняя часть рамки переключателя находилась на расстоянии около 4 мм от наименьшей звезды. Затем, рукой выдвигая рамку наружу, выстави ограничитель так, чтобы внешняя часть рамки также находилась на расстоянии 4 мм от наибольшей звезды.
 

Таким же образом предварительно настрой ограничители заднего переключателя. Поворот ограничителя против часовой стрелки, позволяет переключателю двигаться в сторону спиц, а по часовой — от них. Верхний ролик переключателя должен останавливаться прямо под наибольшей звездой кассеты (с помощью поворота ограничителя L) и прямо под наименьшей (с помощью ограничителя Н).
 

У большинства задних переключателей также имеется третий регулировочный винт — натяжения/угла наклона. Он регулирует расстояние между верхним роликом и звездой кассеты. С помощью крестовой отвёртки выставь это расстояние на 5-6 мм. Это делается для того, чтобы, когда ты поставишь цепь, она находилась достаточно близко для быстрого переключения и достаточно далеко, для свободного хода между самой большой и следующей за ней звёздами без задержек.
 

Протяни новый чистый трос переключения скоростей через манетки на руле и рубашки переднего и заднего переключателей. Не забудь немного смазать концы тросов для лучшего скольжения.
 

Поставь передний переключатель в крайнее левое положение, протяни трос через крепёжный болт, натяни его с помощью плоскогубцев и затяни болт. Пару раз пощёлкай переключателем, чтобы трос сел на место, затем ослабь болт, убери лишнюю длину троса и снова затяни болт.
 

У обычного переключателя, в котором пружина возвращает лапку к наименьшей звезде — поставь манетку на наибольшую скорость. У «переклюка» с обратной тягой, который возвращается к наименьшей звезде, поставь манетку на наибольшую скорость. Протяни трос через крепёжный болт, натяни его с помощью плоскогубцев и хорошо затяни болт. Затем несколько раз пощёлкай переключателем, чтобы трос сел на место. После этого ослабь болт, убери лишнюю длину троса и снова затяни болт.
 

Чтобы правильно подобрать длину цепи, надень её спереди и сзади на самую большую звезду, минуя задний переключатель. Сведи вместе концы цепи и добавь три полных звена. Убери лишнюю длину цепи с помощью выжимки. Так определяется правильная длина цепи.
 

Надень новую цепь через рамку переднего переключателя, кассету, верхний ролик, рамку и нижний ролик заднего переключателя. Для того, чтобы легко соединить цепь, сними её с передней звезды и надень на кареточный узел, а сзади поставь на наименьшую звезду.
 

Если у тебя цепь Shimano, то соедини концы вместе и вставь в неё соединительный пин Shimano. Поставь пин на место с помощью выжимки цепи и отломи выступающую часть плоскогубцами. Если у тебя цепь SRAM, то соедини цепь с помощью звена PowerLink, поставив его половинки с каждого конца цепи и сцепив их друг с другом. Затем просто потяни половинки в разные стороны, чтобы они встали на место.
 

Поставив цепь на место, проверь расстояние до рамок переднего и заднего переключателей. Передняя рамка должна отступать от цепи приблизительно на 2 мм, и не тереться об неё ни с одной стороны. Если цепь трёт о рамку, отрегулируй болты H/L, но убедись в том, что при быстром переключении цепь не слетает с наименьшей или наибольшей звёзд. Ролики задней машинки должны находиться прямо под наибольшей и наименьшей звёздами. Не забудь, что передний переключатель должен стоять строго параллельно цепи.
 

После того, как настроены крайние положения и угол наклона заднего переключателя, можно заняться тонкой настройкой. Она делается с помощью изменения натяжения троса регулировочным болтом, который у Shimano находится как на манетках, так и на заднем переключателе, а у SRAM только на манетках. Поставь цепь на наибольшую звезду и переключай её по одному щелчку. Если переключение происходит плавно, то натяжение цепи в порядке. Если нет, то оно слабое.
 

Закрути регулировочный болт до конца внутрь — на заднем переключателе или манетке — затем сделай два оборота против часовой стрелки для возможности дальнейшей настройки. Ослабь крепёжный болт и аккуратно потяни за трос с помощью плоскогубцев, чтобы убрать лишнюю длину. Затем снова затяни крепёжный болт.
 

Если, после того, как ты убрал лишнюю длину троса, «переклюк» работает криво, то верни цепь на самую большую скорость (наименьшая звезда) и увеличь натяжение троса, повернув регулировочный болт на переключателе или манетке на четверть оборота против часовой стрелки. Затем снова попробуй переключиться на следующую звезду. Крути педали и увеличивай натяжение троса поворотом болта против часовой стрелки до тех пор, пока не услышишь скрежет. Это звук трения цепи о следующую звезду.
 

Когда это произойдёт, поверни болт на четверть оборота по часовой, чтобы ослабить трос, и снова крути педали. Слушай и следи затем, чтобы не было скрежета, поворачивая регулировочный болт на четверть оборота до тех пор, пока звук не исчезнет.
 

Переключай по одной звезде, начиная с наименьшей, слушая и следя за тем, чтобы не было скрежета, указывающего на слишком большое натяжение троса. Чтобы убрать скрежет, поворачивай регулировочный болт на четверть оборота. Поставь передний переключатель на самую маленькую звезду и снова проверь переключение скоростей. Если нет скрежета или трения цепи, то всё настроено правильно. Просто смажь цепь и отправляйся кататься.

Советы механика:

Чтобы настроить положение переднего переключателя, можно разъединить цепь или раскрыть рамку машинки с помощью крестовой отвёртки, вынуть оттуда цепь и положить на кареточный узел. Таким же образом можно поступить и с задним переключателем, 3-миллиметровым шестигранником сняв ролики, вынуть цепь из рамки переключателя, а затем вернуть их на место. Потом сними заднее колесо, а цепь оставь висеть на кареточном узле.
Если что-то всё равно не так, если цепь слишком сильно трётся о рамку переднего переключателя, то, возможно, рамка повреждена. А проблемы с переключением задней машинки могу возникать из-за погнутого петуха, который нужно проверить и, возможно, заменить.
Ты можешь использовать согнутый с двух концов кусок спицы, чтобы держать вместе цепь во время её соединения при помощи выжимки.
Если у тебя велосипед с задней подвеской, то сними аморт и посмотри, как будет вести себя цепь при срабатывании подвески. Возможно, её нужно будет немного удлинить.



© Mountain Bike №8(26) 2007



Опубликована: 20.03.2014
Просмотров 7036


Оценка(5)
Оценить статью:  

Комментарии

Гости не могут добавлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Олег Ростов  22.03.2014 23:55  
спасибо автору!
Antonij  23.03.2014 01:57  
Спасибо и Вам за отзыв!