Ремонт байка в дороге

Текст: Гай Кестевин 
Фото: Рассел Бертон


К сожалению, проблемы с железом неизбежны и способны безнадёжно испортить весь день. И вместо того, чтобы наслаждаться катанием, тебе приходится идти домой пешком, да ещё и тащить за собой искалеченный байк. Но мы готовы поделиться тайным знанием, благодаря которому в большинстве случаев ты сможешь вернуться в седло уже через пару минут...


Всю неделю ты сидел в офисе и вздыхал, глядя в окно, и вот выходные — отличная погода, хорошая компания, любимая трасса, и ты в отличной форме. Всё замечательно, но вдруг раздаётся хлопок, удар или ужасный скрежет, и ты оказываешься не у дел — всё, что тебе остаётся, это помахать друзьям на прощанье, и отправиться домой, оглашая окрестности нецензурной бранью.


Мы уверены, что ты любишь катание не меньше нашего, а потому просто не можем бросить тебя в такой ситуации, и готовы сделать всё, что в наших силах. Мы научим заделывать проколы без заплаток и запасных камер, расскажем, как выправить гнутый обод за пару секунд и как доехать до дома, если твой переключатель развалился пополам. 


Короче, мы постараемся разобраться с десятью наиболее распространёнными поломками в полевых условиях. После прочтения этой статьи ты не только сам станешь неуязвим, но и, как положено настоящему супергерою, сможешь выручать попавших в беду девушек — со всеми вытекающими последствиями...



1. Как заделать прокол без заплаток и запасной камеры


Разумеется, для быстрого ремонта у тебя есть запасная камера, но если ты уже дал её своему менее предусмотрительному приятелю, а он по причине излишнего веса снова пробился об камень, никакие заплатки не помогут вам справиться с повреждением.


Однако рано отчаиваться — просто разрежь камеру пополам в месте повреждения и туго завяжи оба конца.


У тебя получится резиновая сосиска — познакомься, это твоя новая камера. Да, на узлах тебя будет подколбашивать, но если ты поедешь аккуратно, то сможешь добраться до дома гораздо проще и быстрее, чем если бы шёл пешком и тащил за собой байк.


Полноценный ремонт: Замени камеру или поставь заплатку, если получится.



2. Как починить разорванную покрышку


Пробился об камень или наехал на стекло? Как бы то ни было, твоя покрышка выглядит так, как будто колесо пырнули ножом с боку и его резиновые внутренности торчат наружу.


Если камера ещё цела, немедленно спусти воздух, пока её не разорвало. Теперь возьми кусок армированного скотча, или, если у тебя его нет, пятидесятирублевую купюру — конечно, приятнее всего стрельнуть у кого-нибудь полтинник. Теперь аккуратно вставь заплатку в порез, расправь её, и начинай накачивать колесо. Следи за тем, чтобы заплатка не съехала и не смялась.


Полноценный ремонт: К сожалению, придётся покупать новую покрышку.



3. Как выправить обод без специальных инструментов


Прыжки — это здорово, но вот приземления не всегда оказываются столь же приятными. Если твой последний полёт имел печальные последствия, а колесо больше не влезает в раму — не отчаивайся, ещё не всё потеряно. Просто сними колесо и найди наиболее выгнутый участок обода. Проверь хорошенько — ты ведь не хочешь погнуть прямой кусок, а потом изо всех сил ударь обод боковой стенкой об землю. Настоящие эксперты могут реанимировать обод одним мощным ударом, но даже если для достижения цели тебе потребуется несколько попыток, ты всё равно обретёшь славу великого целителя.


Полноценный ремонт: Приехав домой, перетяни спицы, чтобы выправить обод как следует.



4. Как починить задний переключатель


Может, ты зацепил камень, или неудачно засунул байк в багажник, или твой переключатель и вовсе не был настроен как надо. В любом случае теперь он не работает и явно погнут.


В первую очередь внимательно осмотри повреждения. Выпрями все очевидно погнутые детали с помощью плоскогубцев или прочной палки.


Если при этом что-нибудь сломается, или это что-нибудь уже сломано, тебе придётся собирать синглспид. Сними остатки переключателя, смотай тросик, чтобы его конец не болтался в опасной близости от спиц, или вообще сними его. Теперь укороти цепь так, чтобы она как можно туже села на среднюю звезду спереди и маленькую сзади.


Это не идеальное решение, поскольку профиль зубьев у современных кассет будет пытаться накинуть цепь на следующую звезду, а задняя подвеска в процессе своей работы будет натягивать или ослаблять цепь, что может привести к её соскакиванию или разрыву. Но если ты поедешь аккуратно, то это будет гораздо быстрее и приятнее, чем идти пешком. 


Полноценный ремонт: Новый петух или новый переключатель — и в следующий раз настрой его как следует!



5. Как починить гнутую звезду


Неудачный банни-хоп через бревно или камень? Тебе-то не страшно, а вот несчастная звезда получает по зубам ни за что.


К счастью, услуги стоматолога ей не потребуются — чтобы исправить повреждения, достаточно плоскогубцев или разводного ключа. Выпрями погнутые зубья, и, если время позволяет, пройдись по ним напильником и сними задиры, чтобы переключатель работал плавно и без проблем.


Полноценный ремонт: Купи новую звезду и задумайся о рокринге, если подобное происходит не в первый раз.



6. Как починить прыгающую цепь


Это наша любимая тема — чинится очень просто! Если только твоя цепь не суперстарая и изношенная, проблемы с задним переключателем, срывы и соскоки цепи скорее всего вызваны заевшим звеном. Просто прокрути педали назад и посмотри, не дёргается ли переключатель, не подскакивает ли цепь и не видно ли очевидно заевшего звена. Как только обнаружишь его — возьми цепь за соседние звенья и начинай гнуть её из стороны в сторону, пока найденное звено не обретёт былую подвижность. 


Полноценный ремонт: Следи за своей цепью — своевременно наноси смазку и не катайся на сухой цепи.



7. Как подтянуть разболтавшийся шатун


Ты отчаянно вкручиваешь в гору или прыгаешь серию, как вдруг раздаётся страшный хруст, и ты остаёшься без педали. Разболтанный шатун рано или поздно отвалится, а, слетая, он может сорвать шлицы и себе, и каретке — не говоря уже о том, что ты можешь серьёзно травмироваться. Но мало кто постоянно возит с собой съёмники и ключи. Ничего страшного, тебе просто нужно найти твёрдый предмет подходящего размера. Мы переставили шатуны Hollowtech II с помощью носиков плоскогубцев, и даже поставили на место разболтанные Hussefelt с помощью аккуратно обструганных палок. Самое главное, чтобы ты ни использовал в качестве инструмента, держи это под рукой, ведь, скорее всего, тебе придётся периодически повторять эту процедуру до тех пор, пока не вернёшься домой.


Полноценный ремонт: Купи специальный ключ и шестигранник и в следующий раз вози их с собой.



8. Как починить просевшую вилку или амортизатор


Только что ты катился мягко и плавно, и вдруг бабах — ты уже летишь через руль или скребёшь землю педалями. Пробитый воздушный картридж, скорее всего, означает конец покатушкам, однако в некоторых случаях это может оказаться не пробой, а устранимая неполадка.


Спусти воздух из амортизатора, затем сожми его, заставив отрыгнуть остатки. Теперь попробуй накачать его снова, и если получится, можешь отправляться дальше. 


Крупная пыль или песок в клапане или верхней части вилки может вызвать постепенную или мгновенную утечку воздуха. Не пытайся разбирать вилку, если ты не уверен в своих действиях, а под рукой нет инструментов, которыми можно это сделать, не повредив детали и мягкие сплавы. Если же всё-таки разобрал её — спусти воздух, прочисти клапан,


Полноценный ремонт: Предоставь это дело квалифицированным специалистам.



9. Как заменить потерянный винт


Вибрации, возникающие при езде по неровной поверхности, могут ослабить даже самые туго затянутые винты и разметать их по трассе, словно шрапнель. Некоторые винты — например, адаптеры отскока RockShox — специально предназначены для того, чтобы извлекать их в зависимости от трассы, однако если ты потеряешь крепёжный винт тормозной машинки, выноса или подседельного штыря, это может кончиться довольно плачевно. 


Если ты достаточно предусмотрителен, то у тебя в запасе окажется несколько винтов походящего диаметра. Если ты не слишком запаслив, тебе придётся выкручивать винты из менее жизненно важных элементов байка. Например, винт крепления зажима для фляги часто подходит для выноса или тормозов.


К тормозам же может подойти винт от хомута подседельного штыря, если только ты не против остаток пути ехать стоя.


В некоторых случаях поможет пластиковый хомут.


Полноценный ремонт: Проверь состояние резьбы и используй фиксатор типа Локтайт.



10. Как починить лопнувшую раму


Ты обещаешь себе, что сейчас «последний разок» прыгнешь эту серию, но этот «последний разок» оказывается последней соломинкой, ломающей спину верблюда — дефект металла превращается в трещину.


Обычно это означает, что пора отправляться домой, толкая байк рядом и отчаянно пытаясь придумать, где взять денег на новую раму. Возможные последствия катания с треснувшей рамой, выносом или рулём настолько ужасны, что не хочется о них и думать, тогда как лопнувшее заднее перо вполне можно временно закрепить подручными средствами типа палки или проволоки — это поможет попасть домой до темноты, или даже успеть на свидание. Главное — не вздумай выезжать на этом ещё раз.


Полноценный ремонт: Любая трещина — это повод использовать гарантию или подумать, какую раму ты хочешь вместо сломанной.



АПТЕЧКА
Помоги себе сам


Большинство готовых аптечек, продающихся в магазине, составлены каким-то случайным образом и при этом обойдутся тебе гораздо дороже, чем если бы ты просто купил всё необходимое и засунул бы купленное в герметичную пластиковую коробочку с красным крестом на крышке.


Итак, тебе понадобится антисептический спрей и хирургические салфетки для обработки открытых ран, а также большие стерильные салфетки, чтобы закрыть обработанные раны и лейкопластырь, чтобы зафиксировать салфетки или заклеить мелкие порезы и волдыри.


Не помешает что-нибудь болеутоляющее, аэрозольная заморозка и, может быть, жидкий бинт.



РЕМНАБОР
Немного инструментов и кое-какие запчасти


Как показывает наш опыт, наряду с непременной запасной камерой, шестигранниками, выжимкой для цепи, насоса для колёс и вилки, стоит прихватить с собой ещё кое-что.


Возьми небольшую сумочку на молнии и положи в неё пару замков для цепи, набор пластиковых хомутов разного размера, небольшой моток армированного скотча и запасные винты разного диаметра, подходящие для жизненно важных узлов байка, таких как тормоза, вынос, зажим подседельного штыря, переключатели и тормозные ручки. Не забудь запасные колодки, а также пружины и штифты для тормозов. Небольшой мультиключ с плоскогубцами и ножом тоже не помешает.



БАЙКЕРСКИЙ ФОЛЬКЛОР


Ни один сборник полезных советов не может обойтись без баек, которые передаются из уст в уста людьми, ни разу их на себе не испытывавшими. Ну что же, мы собственноручно проверили пять классических мифов, так что тебе не придётся этого делать самому.


МИФ: Порванный тросик можно срастить с помощью кольца от пивной банки. 
ПРАВДА: Нет, нельзя. Узлы не держат, да и банки уже совсем не те, что раньше.


МИФ: Тормозные колодки можно вырезать из кожи или из старых автомобильных колодок. 
ПРАВДА: В семидесятых это можно было сделать для тормозов Raleigh Raincheck, а в девяностых — для моделей Pro Stop. Теперь уже никак.


МИФ: Сломанный руль вполне можно починить, засунув в него палку подходящего диаметра. 
ПРАВДА: Нет, нельзя. Палка, которая настолько тонкая, что влезет в руль, не выдержит и половину нагрузки — подумай сам, ты только что сломал алюминиевую трубу!


МИФ: Пробитую вилку можно зафиксировать на нужной высоте, засунув внутрь подходящую палку. 
ПРАВДА: Каждый идиот, верящий в это, заслуживает необратимых повреждений полированных внутренних поверхностей вилки и её окончательной поломки из-за нагрузок в тех местах, где они не предполагались.


МИФ: Проколотое колесо можно заполнить травой. 
ПРАВДА: Даже если ты проколешься посреди альпийских лугов на старте двадцатичетырёхчасовой гонки, тебе не удастся собрать достаточно травы, чтобы заменить камеру к моменту окончания гонки.



БЕЗНАДЁЖНЫЕ СЛУЧАИ
Иногда приходится возвращаться домой


Несмотря на то, что мы изо всех сил постарались спасти тебя от неприятностей с железом, иногда приходится сдаваться и возвращаться домой.


Лопнувшая или погнутая рама, вилка, руль или любой другой элемент, несущий нагрузку твоего веса — это пешая прогулка до дома, без вариантов. Лопнувший обод тоже не починишь, а если ты потерял более десяти процентов спиц, то он неминуемо сложится. И хотя как-то раз, будучи за границей, мы смогли избежать проблем, залив в тормозную гидравлику подсолнечное масло, едва ли ты сможешь найти бутылку где-нибудь в лесу, в нескольких десятках километров от дома.


Рассыпавшиеся подшипники в рулевой, каретке, креплениях амортизатора или втулках также могут вызвать серьёзные повреждения, с которыми невозможно справиться в полевых условиях. Если ты сомневаешься, стоит ли пытаться починить ту или иную часть, опасаясь, что можешь сделать только хуже — значит, и не стоит!


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как подготовиться к покатушкам


Выйди на популярную трассу или любые соревнования, и ты обязательно встретишь кого-нибудь, нуждающегося в помощи. И возможно, что с этого дня ты будешь не жертвой, а спасителем.


Находчивость, пара уловок и нужные запчасти — ты удивишься, как легко можно выпутаться из большинства неприятных ситуаций на трассе. Это означает, что теперь гораздо большее число твоих друзей, знакомых и просто случайных встречных смогут продолжить свой путь как ни в чём не бывало вместо того, чтобы возвращаться домой пешком.


А теперь, Оле Лукойе, иди и собирай свою волшебную сумочку, пока ещё не слишком поздно...

 

 

© Mountain Bike №2(30) 2008

 

 

Опубликована: 26.05.2014
Просмотров 1713


Оценка(6)
Оценить статью:  

Комментарии

Гости не могут добавлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.