Автор: Антон Матвейчук
27.08.2010
Люльки делались самые разные, но все их на Руси объединяло старание мастера украсить колыбель — ещё бы, ведь, можно сказать, люлька — символ материнства, из люльки человек начинает свой жизненный путь, и украшенная резьбой, а то и росписью, колыбель вносила в сердце матери радость о своём чаде, утешение в ежедневных рутинных хлопотах и вдохновение на дальнейшее воспитание своего ребёнка.
Всегда люльку старались как-нибудь украсить, и немногие сохранившиеся колыбели лишь доказывают этот факт.
В наше время конвейерного производства, к сожалению, резная или расписная, а то и точёная деревянная люлька — такое же редчайшее явление, как, например, пряничная доска. Достаточно пройтись по детским магазинам, чтобы убедиться, что новоиспечённым родителям сейчас предлагается небольшой выбор — либо однообразные кроватки с маятниковым движением, либо электронные люльки со встроенными лампочками и мелодиями.
Я не буду обозревать современные люльки, так как, во-первых, для этого достаточно в интернете магазинов с описаниями и характеристиками, а во-вторых, в них нет ничего такого, чему стоило бы посвятить целый обзор. Скажу лишь, что меня лично увиденные в магазинах люльки не согрели, не вдохновили и не порадовали — не вложена в них любовь и доброта мастера, не несут они на себе молитвенного освящения, не радуют они глаз весёлыми узорами. Об этих кроватках не скажешь, что их можно передавать из поколения в поколение, и я очень сомневаюсь, что наши потомки будут восхищаться современными заводскими люльками, как мы сейчас восторгаемся старинными русскими колыбельками. Именно их я и рассмотрю в этом обзоре.
Как уже писалось в статье об истории люльки, в разных местах по-разному делались колыбели. Люди, бывавшие на юге России и смежных республиках, в той же Абхазии, например, наверняка обращали внимание, что в тех местах делаются люльки-качалки, причём по ширине они весьма узкие, так как делались под размер ребёнка. Одну такую люльку довелось реставрировать и мне.
Украшались южные люльки, как правило, точёными деталями.
Также люльки-качалки прижились в городах, американские древоделы, кстати, для своих детей предпочитают делать именно качалки, видно, потому, что такую колыбель легко перенести с места на место, она мало занимает пространства, и её проще всего изготавливать.
У некоторых народов, например, башкиров, делались переносные люльки, в которых было удобно носить ребёнка с собой.
В европейской же и центральной России у крестьян больше всего были распространены подвесные люльки, которые подвешивались за четыре угла либо к пружинящей жерди, прикреплённой к потолку,
либо к крюку, вделанному в потолок.
Подвесные люльки могли быть переносными — их можно было легко снять с крючка и взять с собой. На некоторых колыбельках, кстати, вместо верёвок приделывались лямки, очень смахивающие на ручки современных сумок и рюкзаков ;-)
В зависимости от мастера и традиций местности люлька делалась из холстины, закреплённой на деревянной раме,
или плелась из ивовых прутьев либо бересты,
или делалась полностью из дерева.
Конструкция деревянных люлек весьма схожа — это короб из четырёх стенок, скреплённых между собой через угловые бруски. В эти бруски либо боковые стенки вделывались металлические крючки, в которые вдевалась верёвка или лямки для подвешивания.
Украшали такие люльки либо резьбой, либо точёными деталями,
либо росписью.
В наше время использовать подвесные люльки затруднительно — не в каждой городской квартире и дачном домике есть возможность и место повесить люльку.
Чаще можно встретить осовремененную подвесную люльку, а именно — люльку на стойках.
Здесь мы видим тот же короб с угловыми четырьмя брусками, но уже не подвешенный за четыре угла к потолочному крюку, а закреплённый двумя болтами
или крюками к стойкам, стоящим на полу.
Такая люлька, в отличие от потолочных люлек, не так мобильна — стойки значительно утяжеляют конструкцию. Но, в отличие от потолочных, люльки на стойках более надёжны — их не кувырнёшь на пол случайно, такие люльки прочно стоят на полу, их можно передвинуть с места на место, у правильно спроектированной люльки легко можно снять короб и разобрать стойки, если возникнет надобность куда-то её перевезти, и при этом она также хорошо качается, правда, не во всех направлениях, как старинные подвесные, а лишь в поперечном, как качели.
Как мы видим, разновидностей люлек действительно много, это и южные точёные качалки, и напольные «ваньки-встаньки», и мобильные переносные, и целый ряд потолочных подвесных люлек: сделанных из холста и рамы, плетённых из ивы или бересты, изготовленных из дерева и украшенных резьбой и росписью, это и современное развитие тех подвесных люлек — люльки на стойках, также имеющих отличные возможности для украшения резьбой и росписью.
А напоследок давайте заглянем в замечательный дореволюционный альбом «Народные Русские Деревянные Изделия», и полюбуемся на то, как мастера на Руси украшали колыбельки. Кстати, все люльки здесь – подвесные потолочные.