Школа прыжков: урок 6

Внимание: учитесь прыгать на специально подготовленном прыжковом велосипеде, в шлеме и защите рук/ног/тела, в присутствии более опытных райдеров! Помните — экстремальное катание на MTB травмоопасно!


Семестр близится к концу, но накануне «последнего звонка» Олли и Чоп приготовили три особых трюка: тейблтоп, уан-фут икс-ап и бэкфлип.


Текст: Алекс Моррис
Фото: Стив Бер
Перевод: Игорь Кузнецов


В пяти предыдущих статьях мы не скупились на описание технических элементов, чтобы пополнить набор трюков любого райдера. Теперь, когда ты уже созрел для того, чтобы написать на футболках своих одноклассников, а то и просто высказать вслух своим учителям всё, что о них думаешь, — пришло время последнего урока.


Напоследок мы приберегли классику — два трюка. Один — стильнее не придумаешь, другой — гарантированно принесёт тебе высшую оценку на любых дёртовых соревнованиях.


НАЧАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ: ТЕЙБЛТОП


Тейблтоп, который пришёл из ВМХ, уже долгие годы пользуется популярностью среди маунтинбайкеров, но всё ещё остаётся самым стильным элементом, какой только можно сделать на байке. 


Посмотри на видео легенду ВМХ Вика Мёрфи (Vic Murphy) и ты поймёшь, о чём мы говорим. Ещё можешь взглянуть на Стива Гилла (Steve Geall) — он настоящий специалист по тейблтопам на горном байке. 


Довольно просто сделать хиленький тейбл и очень сложно сделать его действительно качественно. Многие райдеры останавливаются на полуразученных тейблтопах и переходят к более зрелищным, но менее стильным трюкам.


Иные же совершают самое ужасное преступление против дёрт-райдинга: они выполняют кривоногий тейблтоп, держа спину прямо, раздвигая ноги коромыслом и закладывая байк в бок. Нет, нет и ещё раз нет! Любой хорошей девочке известно: колени нужно держать вместе. Твоя цель — сделать тейблтоп как можно более плоским.



1. Учить тейблтопы довольно безопасно: надо всего лишь найти удобный трамплин и прыгнуть на такой скорости, чтобы спокойно его перелететь.


2. Как только ты оторвался от вылета, одним плавным движением немного расслабь нижнее плечо (если ты закладываешь байк влево, то это будет правое плечо), держи колени вместе и, помогая себе бёдрами, закладывай байк в сторону.


3. Когда велосипед начинает наклоняться, помоги ему оказаться в горизонтальной плоскости поворотом руля — представь, что тебе нужно засунуть верхнюю руку под противоположную подмышку. Для идеального тейбла поверни руль таким образом, чтобы он оказался под углом в 90 градусов относительно рамы. Если ты уж очень активно задействуешь руки, значит, ты делаешь тейбл неправильно. В процессе выполнения тейблтопа усилия должны поровну распределяться между руками, ногами и бёдрами, составляя одно плавное движение.


4. Зафиксируй трюк как можно дольше, пока гравитация не выровняет велосипед, затем выпрями руль и вкатись в приземление.


СОВЕТ:



Правильный способ сделать тейблтоп — это заложить байк в ту сторону, которая позволит передней ноге  оказаться наверху. Однако многие делают тейблтоп в другую сторону, но это уже обратный тейблтоп. В идеале хорошо было бы тебе выучить оба варианта и тем самым заслужить любовь и уважение своих товарищей по катанию.


ЧОППЕР СОВЕТУЕТ


ОДНА ПЕРЕДАЧА — ЭТО ВСЁ, ЧТО ТЕБЕ НУЖНО



Если ты серьёзно относишься к дёрт-джампингу, передачи — это то, без чего ты вполне можешь обойтись. Избавление от всех лишних трансмиссионных компонентов сделает жизнь гораздо проще. Ты не мучаешься с поломанными манетками и переключателями, не изнываешь от обилия тросов. Словом, имеешь лёгкий, тихий байк. 


Похоже, для большинства райдеров этого достаточно, чтобы перейти на синглспид. Ты сэкономишь деньги на поломанных запчастях и, вместо того, чтобы чинить велик, будешь побольше кататься. В этом случае предпочтительнее горизонтальные дропауты. Это позволит тебе добиться нужного натяжения цепи, перемещая заднее колесо в нужное положение (или используя натяжители цепи, если это необходимо). Если у твоей рамы обычные дропауты, на рынке достаточно продуктов для натяжения цепи вместо заднего переключателя.


СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ: УАН-ФУТ ИКС-АП


Переход от обычного икс-апа (см. «Школа прыжков: урок 2») к уан-фут икс-апу гораздо сложнее, чем кажется. Конечно, ты всего лишь снимаешь одну ногу, так? Ну, в общем, теоретически это так. А вот на практике... Главная проблема здесь — это баланс.


Если ты снимешь одну ногу с педали и нарушишь баланс байка, то при твоей попытке сделать икс-ап, он, вероятнее всего, повернётся в сторону. Чтобы избежать этого, большинство райдеров просто направляют ногу к заднему колесу. Это позволяет удержать байк прямо, так, чтобы он не шарахался в воздухе, и осталось бы много места для переднего колеса. 


С точки зрения стиля, уан-фут икс-ап отличный трюк, чтобы сделать его посреди серии. Тебе нужно научиться сохранять расслабленность, чтобы сам трюк выглядел лениво, тогда ты точно поразишь всех. Благодаря тому, что твоя передняя нога находится не на педали, у тебя очень много места для колеса — ты сможешь легко перекрутить икс-ап. Выглядит это потрясно!



1. Для этого трюка тебе понадобится много высоты, поэтому разгоняться надо быстро, чтобы взлететь хотя бы на метр от трамплина. Как обычно, лучше всего учить трюк на фанбоксе и столе.


2. Снимай ногу с педали как можно раньше, так ты сможешь зафиксировать трюк на более продолжительное время. Олли снимает ногу ещё до того, как покинул вылет. Позволь ноге сместиться немного назад и старайся сохранить баланс перераспределения веса на байке.


3. Когда нога находится не на педали, начинай делать икс-ап. Осуществляй это движение плавно, а не рывком, чтобы не разбалансировать байк. Позволь ноге следовать за байком и закручивай руль как можно дальше.


4. Когда ты достигнешь пика прыжка, твои руки должны быть перекрещены, а нога лениво болтаться сзади. Когда байк начинает опускаться, распрямляй руки, возвращай ногу на педаль и приготовься к мягкому приземлению.


СОВЕТ:



Естественно, ты должен уверенно делать икс-ап и уан-фут, перед тем, как попытаться сделать этот трюк, но ты можешь постепенно прийти к действительно сильному икс-апу, пробуя каждый раз понемногу поворачивать руль, когда делаешь уан-фут. Как только ты сможешь хоть как-то перекрещивать руки, пройдёт совсем немного времени, и ты сделаешь настоящий икс-ап, повернув руль на 270 градусов.


ЧОППЕР СОВЕТУЕТ


ЗАЧИСТКА



Возможно, в этом столько же панк-рока, как в вязании, но очень важно поддерживать на дёртах порядок. Так будет меньше шансов, что лесничий (муниципалитет, управа...) пригонит каток и сравняет выстраданные тобой трамплины с землёй. Да и тебе будет легче, если ты, продолжая строительство, не будешь вынужден выдирать обёртки от сникерса из приземления.


Осколки бутылок и жестяные банки могут проколоть не только покрышки, но и твою нежную кожу. Разве нам мало достаётся от идиотов, которые рушат нашу радость? Есть надёжное средство борьбы против них: вандалов ничто так не останавливает, как безупречная чистота на трамплинах.


ПРОДВИНУТЫЙ УРОВЕНЬ: БЭКФЛИП


Мы приберегли этот трюк напоследок, чтобы ты не убился к концу семестра. Ладно-ладно, это была шутка. А если серьёзно — бэкфлип из разряда трюков категории «сделай или умри». 


Можно здорово покалечиться, приземлившись вверх ногами на голову или на шею. Можешь спросить об этом легенду триала Мартина Эштона (Martyn Ashton), который сломал себе позвоночник, пытаясь сделать бэкфлип в яму с поролоном. 


Хорошая новость — флипы довольно легко делать. Самое сложное — преодолеть психологический барьер и заставить свой мозг поверить в то, что находиться вверх ногами с байком на высоте двух метров от земли — это нормально. 


Принцип прост: во время прыжка ты в любом случае движешься вперёд и вверх, поэтому тебе достаточно сделать рывок, чтобы помочь себе продолжить это движение, и вуаля — ты сделал вращение с байком в воздухе. 


Очевидно, тебе нужно весьма уверенно чувствовать себя на дёрте, чтобы хотя бы задуматься о возможности освоения бэкфлипа. Но поверь, существуют всё-таки способы, как можно научиться этому без боли.


Тебе поможет яма, заполненная кусками поролона, и кикер перед ней (всё это можно найти даже у нас!). Впрочем, как выяснил Эштон, это не является гарантией безопасности. Можно делать бэкфлип в глубокое озеро. Если не считать риска утонуть или подцепить какую-нибудь водную заразу, это, пожалуй, наиболее безопасный вариант. Построй вылет и прыгни в воду несколько раз. Проблема в том, что не стоит делать это посреди холодрыги, да к тому же ещё существует опасность приземлиться в затонувшую лодку или на мешок с котятами.



1. Тебе понадобится приличная высота, чтобы сделать флип. Если ты хочешь понять, что в нашем понимании большая высота, выясни, какова высота от земли до твоего шлема, когда ты приседаешь перед прыжком. Если ты окажешься ниже этой точки, ты ударишься головой о вылет.


2. Когда ты покидаешь вылет, рывком перемести вес назад, изогни спину и дёрни байк, чтобы начать вращение назад. Раньше многие райдеры нависали над выносом, чтобы изогнуть спину для вращения. Сейчас считается, что это некруто и небезопасно.


3. Когда ты начал вращение, смотри в сторону приземления. Это действие преследует две цели: помогает понять, когда нужно выпрямляться перед приземлением, и помогает вращать байк.


4. Когда приземление появляется в зоне видимости, начинай распрямлять руки и ноги, чтобы подготовиться к приземлению. Постарайся переместить свой вес в центр базы байка — так ты не перевернёшься через руль при приземлении. Возможно, тебе понадобится сильно зажать задний тормоз, чтобы предотвратить слишком сильное вращение на приземлении при первых попытках.


СОВЕТ:



Начав разучивать бэкфлип, ты должен понять, когда именно нужно спасаться, чтобы поехать домой непокалеченным. Внимательно следи за положением тела и, если тебе приходится спрыгнуть с байка, делай это либо до того, как ты оказался вверх ногами, либо после того, как проделал половину вращения, — так ты избежишь ситуации, когда ты приземляешься на байк или же байк на тебя.


ПАЦАНЫ ФИЛДЕРЫ



Олли и Чоппер Филдеры принадлежат к редкой породе: братья, которые прекрасно ладят друг с другом. Помимо этого, они полностью поддерживают друг друга в катании, подталкивают друг друга к новым трюкам и совершенствуют уровень катания друг друга. 


Это теперь та сила, с которой считаются как на британской, так и на мировой дёртовой сцене. Годами было невозможно выбрать лучшего из них. Оба делали сложные bmx';овые трюки на горных велосипедах. Олли стал одним из первых, кто сделал барспин в Великобритании, а Чоппер дышал ему в спину. 


Затем Олли потерпел несколько серьёзных падений, которые здорово подорвали его уверенность в своих силах, в то время как Чоппер продолжал двигаться дальше со скоростью метеорита.


На соревнованиях он вне конкуренции, и, даже выиграв John Cowan';s Backyard Jam в США, он не стал зазнайкой. Олли продолжает жечь, сконцентрировавшись на окончательной полировке своего безукоризненного стиля, и регулярно мочит сложнейшие элементы по особым случаям.


В следующей статье: УЛИЧНЫЙ СТРИТ: СПУСК ПО ЛЕСТНИЦЕ, ПРЫЖОК ЧЕРЕЗ БОРТИК, УОЛЛРАЙД.

 


© Mountain Bike №7(7) 2005

 

 

Опубликована: 28.07.2014
Просмотров 2428


Оценка(9)
Оценить статью:  

Комментарии

Гости не могут добавлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.