Поход на Русский Север в июле 2012 года, часть 10

 
1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13
 
Приметил вот такую простую, но изящную полку для тарелок.
 
 
Те самые ходунки, только в более изящном точёном исполнении.
 
 
Не менее потрясает хоздвор избы, в котором выставлены станки, верстаки, инструменты, сани и прочая хозяйственная снасть.
 
Токарный станок.
 
Вот этими огроменными пилами распиливали брёвна на доски. Бревно клали на возвышение-помост, один мужик становился сверху, другой – снизу, брали пилу и пилили вверх-вниз.
 
 
Изготовление досок с помощью продольной пилы, фото 1944 года.
 
Сани.
 
Зашёл я и в дом Елизарова.
 
Дом Елизарова, 19 век.
 
Здесь обстановка поскромнее, чем в доме Ошевнева.
 
Интерьер избы Елизарова.
 
Кухонный закуток, «бабий кут».
 
 
Если вдуматься, наши предки-крестьяне ничуть не были обделены в плане удобств и комфорта – если всмотреться в фотку, то можно увидеть и раковину с водой (рукомойник с лоханью), и плиту с вытяжкой (печь), и кухонные полки (полки-воронцы), да ещё в старинной кухне можно спать с подогревом (полати на печке).
 
И кофемолка в наличии ;-)
 
 
На такой мельничке удобно было помолоть небольшое количество зёрен для приготовления каши и прочих блюд.
 
Кстати, спросил я тут у смотрительницы, почему вот все экспонаты в избах есть, колыбелей полно, а пасочниц совсем нет? Неужели их совсем не использовали на Русском Севере?
 
Оказывается, пасочницы были всегда, просто их не отдавали в музей, использовали до упора, пока совсем не придут в негодность. У хозяек пасочницы ценились на вес золота, так что даже и мысли о том, чтобы отдать куда-то пасочницу, не возникало. Вот так и запропали пасочницы где-то в укромных сусеках.
 
А ещё часто в верхний брус дверного косяка вставляли иконку.
 
 
Время подходило к концу, пора было идти на теплоход, чтобы отплыть в село Великая Губа, пофотографировав ещё раз на память кижские красоты, я пошёл на пристань, чтобы встретиться там с остальными.
 
Знаменитые кижские купола.
 
Кижский погост.
 
Кстати, погост означает кладбище – раньше у храмов хоронили местных жителей, вот и здесь сохранилось немного могилок с крестами.
 
Забыл упомянуть – входной билет в Кижах стоит для россиян 250 рублей, если пенсионер – 170 рублей, если учащийся – 70 рублей, если иностранец – 625 рублей. Один билет на все объекты, при этом можно фоткать и снимать видео везде.
 
Перед отъездом попробовал я достать себе лекарства от кашля, и был в шоке – в Кижах вообще нет ни аптеки, ни медпункта (я уж не говорю об отсутствии бесплатной питьевой воды)! Попытки обратиться к теплоходным медикам тоже не помогли. Пришлось терпеть боли в горле и дальше.
 
Вот и сели мы, наконец, на теплоход, и отчалили в Великую Губу.
 
Кижи оставили у меня двойственное впечатление.
 
С одной стороны, это величайший музей деревянного зодчества с множеством потрясающих памятников русского деревянного зодчества и быта, неразрывно связанных с православной верой, – любой древодел найдёт здесь неисчерпаемые кладези материалов для своего вдохновения: плотник – приёмы мастерства и способы рубки срубов, декор изб и пристроек; столяр – примеры русских деревянных изделий и мебели; резчик – огромное количество узоров и орнаментов для резьбы, приёмы резьбы этих самих узоров. Да и вообще любой человек, любящий русскую культуру и искусство, не останется равнодушным от красивейшей природы и полноценной аутентичности Кижей!
 
С другой стороны, всё в Кижах ориентировано на иностранных туристов – чрезмерно высокие цены на теплоходы, продукты, билеты, книги и сувениры, простой россиянин чувствует себя здесь чужим (я уж не говорю о том, что и сами иностранцы остаются недовольными при контрасте высоких цен и низкого комфорта). Для более-менее нормального знакомства с Кижами нужно побыть здесь два-три дня, при этом никаких условий для этого не обеспечивается – теплоходы из Петрозаводска стоят в Кижах всего 3 часа, за это смехотворно малое время можно лишь бегом осмотреть Кижский погост и строения рядом с ним. От такого скоротечного посещения у людей остаётся только недовольство и негатив. Сотрудники музея на мои вопросы о том, где можно вблизи переночевать, чтобы спокойно посмотреть Кижи, отвечали лишь полным незнанием. Можно, конечно, попытаться напроситься на ночёвку к местным, но, во-первых, не всякий местный примет чужака, во-вторых, не каждый приезжий сможет переночевать в суровых условиях местной жизни, лишённой всяческих благ и комфорта цивилизации, и, в-третьих, заражаясь атмосферой наживы бабла, и некоторые местные могут заломить за ночёвку весьма завышенную цену. Ещё остаются как вариант гостевые дома, но при стоимости суток минимум в 3000 рублей за двоих человек (одноместных номеров нет), шесть-девять тысяч за пару-тройку ночёвок – не каждый потянет такие расходы.
 
И слава Богу, что я получил уникальную возможность пожить в Кижах несколько дней, а не обежать галопом лишь центральную экспозицию музея. И то мы не успели посетить часовни, стоящие на соседних островах. А что делать простому русскому человеку, желающему самостоятельно приехать и побыть в Кижах, не подвергаясь при этом экстриму? И вот когда думаешь об этом, негативное впечатление от Кижей превалирует над положительным.
 
Но, забегая вперёд, скажу, что всё-таки есть один вариант – воспользоваться услугами замечательного человека из Великой Губы Алексея, ночевать у него, и на его же катере плыть в Кижи. Но об этом – ниже.
 
И, возможно, есть и ещё варианты, о которых я просто не знаю – буду очень рад, если знающие поделятся в комментариях либо напишут мне письмо ;-)
 
Помимо обычных теплоходов, прибывающих в Кижи из Петрозаводска, в Кижи ещё есть так называемые социальные рейсы на теплоходах-Кометах. На такую Комету, отплывающую в Великую Губу, мы и сели. Билет стоит для взрослых 195 руб., для детей с 5 до 10 лет 98 руб. 
 
 
Отплывают Кометы из Кижей в Великую Губу и обратно по пятницам и воскресеньям вечером.
 
 
Наша Комета отчалила в 19:30, приплыли в село через час.
 
 
 При самом отплытии от Кижей стоит выйти на смотровую площадку – теплоход плывёт, огибая остров, и можно целиком осмотреть Кижи с воды и сделать неплохие фотки.
 
По приезде я сразу побежал в местную единственную аптеку, но не повезло – она работает до 17-ти. Я уже весь больной, кашляю, горло сильно болит.
 
А вот магазин здесь отличный, работает до 23-х каждый день без выходных.
 
Не успели мы пройтись по просторным улицам Великой Губы, как встретились со знакомыми попутчиков Александром и Галиной. Эти замечательные люди просто поразили меня своим гостеприимством – повели нас в свой дом, накормили щедрым ужином, устроили баню (здесь наконец-то есть питьевая вода! Везде стоят колонки, можно без проблем попить водички), и оставили одних в своём доме, а сами, чтобы не мешать нам, ушли к родным.
 

7 - 9 июля. Яндомозеро.

 
С утра пошёл я весь в нетерпении за лекарствами от кашля и простуды в аптеку и чуть не выругался матом – выходной! Не обратил внимания, что выходные суббота и воскресенье… А если человек умирает? Вообще-то, если местные жители могут купить лекарства заранее, то заезжим туристам в этом плане, конечно, намного сложнее. Как я потом узнал, с медициной здесь дела обстоят вообще плачевно – в случае тяжёлых болезней или травм нужно идти на местную федеральную трассу и ждать, пока не проедет единственная на весь район «Скорая помощь». Ближайшая больница – в Медвежьегорске (или, как его здесь называют, Медгоре), до которого ехать 120 км, при этом дороги все в ямах.
 
Простились с Александром и Галиной, Александр повёз нас на тракторе через лес на прицепе на озеро, 
 
 
затем переправил на катере в Яндомозеро.
 
 
Деревня Яндомозеро славна храмом святой Варвары Великомученицы, построенным в 17 веке. 
 
 
Сама деревня сейчас заброшена, живёт там один на всю деревню местный житель, Николай.
 
 
Условия жизни здесь крайне аскетические – нет ни электричества, ни стационарной связи, еду можно готовить только на печке. Нет и чистой воды, единственный источник воды – озеро, чью мутную зеленоватую воду просто необходимо кипятить, что мы и делали, заполняя прокипячённой водой все ёмкости, чтобы не нуждаться в питьё.
 
Гуляя по местным заросшим тропинкам (трава по плечи), мы обязательно обрабатывали одежду пропитками от клещей, да и ходили осторожно, ввиду наличия гадюк. Ну и как же без комаров – их здесь тучи! ;-)
 
Хозяин принял нас очень радушно, гостеприимство на высоте – каждый день коптил для нас рыбу, устроил баню по-чёрному, достал кучу детективов и журналов для чтения на досуге, и мы, конечно, не оставались внакладе – навезли гостинцев, помогали по хозяйству. Вообще Николай оказался прям-таки замечательным, скромным, но при этом широкой души человеком, дай Бог ему здоровья!
 
Копчёная рыба по-яндомозерски.
 
Топка бани по-чёрному.
 
Прожили мы в Яндомозере три дня, и эти дни стали для нас своеобразной передышкой после предыдущих перенасыщенных впечатлениями поездок. Особенно эта передышка была очень кстати для меня при моём неважном самочувствии.
 
Кстати, дом Николая украшен точно такими же причелинами, как и кижские избы. На нижней фотографии отлично видно, как все эти ступенчатые узоры вырезаны в одной доске.
 
 
Уступив женщинам лучшие места в доме Николая, я отлично устроился в заброшенном доме.
 
 
Как рассказал хозяин, в домах были красивейшие иконы, резная мебель, медные кованые люстры. Всё это отдали либо заезжим «художникам», либо в музеи, причём самый пик отдач был в 60-тые годы.
 
 
 
Опубликована: 18.08.2012
Просмотров 2556


Оценка(22)
Оценить статью:  

Комментарии

Гости не могут добавлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.