Автор: Антон Матвейчук
Прохожу мимо часовни Спаса Нерукотворного.
Все часовни и храмы, находящиеся не в центре Кижей, а по окраинам, закрыты, так что осмотреть их можно только снаружи.
Рядом с часовней загорали две женщины в одних лифчиках, ну конечно, наши женщины настолько суровы, что приобретают южный загар на севере ;-)
Практически со всех возвышенностей острова виден Кижский погост.
Вот и деревня Васильево.
Периодически по дороге проходят сотрудники музея по своим делам, проезжают полицейские УАЗики. На острове, кстати, есть своя полиция.
При входе в деревню встречает очень красивый, да что красивый, шикарный дом!
Дом Сергина, 19 век.
Дом Сергина, 19 век.
Дом Сергина, 19 век.
Я обратил внимание, оказывается, здесь полотенца делали и прикрепляли отдельно от причелин,
А сами причелины делались не накладыванием друг на друга отдельных узоров (как это практикуется сейчас), а вырезались в одной доске!
Да-да, все эти сложнейшие ступенчатые узорные перепады вырезаны в одной доске! Я был в шоке, когда, всмотревшись, понял это – это ж сколько нужно труда, чтобы всё это вырезать! У меня даже возникло подозрение, что наши смекалистые предки наверняка механизировали и убыстряли эту работу с помощью каких-то приспособлений, изготавливая причелины на поток, и прикрепляя их потом к фасаду дома, подгоняя под размер. А потом уже прикрепляли к причелинам готовые полотенца.
Но замечу, что отдельные полотенца и причелины присущи кижским домам, и не применялись по всей России. Например, на домах Новгородской и Ярославской областей причелины изготовлены сразу с полотенцами, и явно делались под конкретный дом.
А вот и часовня Успения Пресвятой Богородицы.
При всей своей скромности и простоте архитектурных форм часовня не лишена обаяния – настолько выверены все пропорции и гармонична вся композиция! В принципе, точно то же самое можно сказать о любом строении русского деревянного зодчества.
Ещё один нарядный дом со светёлкой и гульбищем.
Дом Сергеева, 19 век.
Причём все дома так поставлены логично, что и в голову не придёт, что это привезённые из других деревень отреставрированные строения. Такое ощущение, что они стояли тут веками.
Ровно в 20 часов мы все встретились у причала в деревне Ямка. Приплыл Василий, местный житель, и отвёз нас к себе в два заплыва – сначала женщин с детьми, потом нас с рюкзаками.
Причём 20 часов было задано неспроста – оказывается, Кижи – режимный объект, ходить по острову и смотреть можно до 20 часов, потом все сотрудники и немногочисленные местные жители (а такие есть, но уже единицы, в деревнях Ямка и Васильево) должны быть дома, и после 20-ти они стараются дальше своего двора не выходить. Если после 20 часов кто из местных увидит забредшего чужого, обязан сразу позвонить в полицию – тут же приезжает полицейский УАЗ и забирает чужака в свой участок.
Деревня Ямка.
Приплыли к Василию, разгрузились, порадовали хозяина привезёнными гостинцами и бензином.
Женщины занялись приготовлением ужина. С питьевой водой в деревне очень тяжело – нет ни колодцев, ни родников, воду можно брать лишь из озера, и обязательно кипятить, иначе есть риск подцепить глистов. Нет ни электричества, ни газа, единственный источник тепла – печка, которую мы и топили для готовки еды и кипячения воды в чайнике. Ещё мы воду кипятили в самоваре по-русски, с угольями, довольно длительный процесс.
Я по пути ещё посмотрел часовню святых Кирика и Иулиты, в деревне Воробьи.
К сожалению, часовни на других соседних с Кижами островах посетить не удалось – у нас еле хватило времени на сами Кижи.
Встретили закат солнца с видом на Кижи. Белые ночи, можно спокойно фотографировать, покрикивают чайки, которых здесь так же много, как голубей в Москве, тишина, комарьяяя… Как раз здесь и пригодились мази от комаров и панамы с сетками-накомарниками.
И сели все вместе за праздничный ужин!
Обстановка у Василия очень скромная, сам он пенсионер из Петрозаводска, летом живёт здесь. Питается пойманной в озере рыбой, да купленными в Кижах продуктами, причём никаких скидок ему при этом не делается, а продукты там, как я писал, очень дорогие, цены явно рассчитаны на иностранцев.
Все уже легли спать на кроватях,
И только я с Василием ещё продолжали беседу, допивая спиртное. Вот уснул и хозяин, я, радостный, оставил его на старой тахте, которая предназначалась мне, а сам пошёл спать на хозяйскую кровать. Но не прошло и пяти часов, как на ту же кровать завалился сам хозяин. Пришлось час лежать с ним практически в обнимку, потом я-таки перевалился на тахту. В итоге я встал в 8:30, практически не спамши ;)
5 июля. Кижи.
С утра проводили Виктора и Елену с их внуками – Василий повёз их на катере в Кижи, жалко было расставаться с такими хорошими людьми, ну а я пока пошёл осматривать здешний заброшенный дом.
Дом отличной архитектуры, с резными крыльцом и светёлкой, но при этом в ужасном состоянии. Вообще, Кижи является этаким анклавом, государством в государстве, - если в самих Кижах есть электричество, телефонная сеть с городскими петрозаводскими номерами, интернет, все строения в отличном состоянии, то стоит отплыть на любой соседний остров – и тут такие же избы разрушаются на глазах, нет ни электричества, ни стационарной связи, разница разительная. То есть всё направлено исключительно на туристов-иностранцев – держатся в порядке лишь те места, где они могут пройти, там, где их не бывает, полная разруха.
Но вот, наконец, и нас повёз Василий в Кижи.
Дом Сергеева, 1910 год.
Я обратил внимание, что очень часто встречается в резных полотенцах домов православный крест.
Ещё одно свидетельство, наряду с поклонными крестами, неразрывности православной веры и быта наших русских предков.
А вот и часовня святого Архангела Михаила, чей макет украшает кухню в моей квартире. Сейчас из-за активной реставрации (полчасовни в новом дереве) часовня смотрится не очень – макет и то красивее ;-)
Очень понравилась вырезанная в полотенце одной избы дата.
Оригинально и практично – никогда не забудешь, когда построен дом ;-)
Интерьер избы.
На верхней фотографии хорошо виден очеп – жердь, к которой прикреплена колыбель. Эта жердь просто просунута между полкой-воронцом и потолком, и её можно поворачивать по радиусу в пределах комнаты, перемещая зыбку в нужное место.
А столик с реечными дверками, оказывается, курятник – внизу за дверками держали зимой куриц.
А вот посещение красивейших изб и Кижского погоста мы решили отложить на завтра, а сегодня осмотреть наиболее дальние экспозиции на другом конце острова.
Дом Елизарова, 19 век.
Идём дальше.
Остановились у древнейшей церкви Воскрешения Лазаря.
Церковь Воскрешения Лазаря, 14-16 века.
Вид на дом Ошевнева.
Прошли мимо Кижского погоста.
Конечно, вживую Кижский погост впечатляет, но вот знаменитый 22-главый храм Преображения Господня немного разочаровал из-за извращённой реставрации – вместо того, чтобы нормально разобрать храм на брёвна и на месте отреставрировать все дефекты, и потом собрать обратно (реставраторы называют это «перебрать храм»), храм пронзили-перешпилили вдоль-поперёк, крест-накрест да сквозь-наружу металлическими шпилями и конструкциями, и заменяют прогнившие брёвна на весу.
Поэтому в сам храм войти нельзя, так как внутри, по сути, уже нет помещения – одни переплетения металлических арматур. Не зря некоторые реставраторы из-за этого называют эту церковь «распятым храмом». Из-за зияющего сейчас просвета в основании храма я ещё прозвал его «храмом на курьих ножках» ;-)
Делается это из-за нежелания терять туристов и боязни лишиться потока бабла – ведь, если разберут Преображенский храм, меньше туристов будут сюда приезжать.
Но это ещё малое зло – как я узнал, в советское время вообще хотели Преображенский храм внутри залить бетоном, а брёвна наружу оставить как опалубку.
Так что даже мой макет этого храма выглядит сейчас душевнее и теплее, чем сам храм вживую.